Аймар Вентсель: как я сходил на факельное шествие ({{contentCtrl.commentsTotal}})
![$content['photos'][0]['caption'.lang::suffix($GLOBALS['category']['lang'])]?>](https://i.err.ee/smartcrop?type=optimize&width=672&height=448&url=https%3A%2F%2Fs.err.ee%2Fphoto%2Fcrop%2F2020%2F02%2F26%2F753273haf20.jpg)
В годовщину Эстонской Республики Аймар Вентсель побывал на факельном шествии в Таллинне и обнаружил, что политический ритуал Эстонской консервативной народной партии превратился в гражданский.
Накануне Дня независимости меня позвали на радио рассказать о связанных с ним ритуалах и праздничных блюдах. Немного странно думать, что каждый этнолог разбирается и в еде, и в парадах, но я хорошо справился со всеми ответами и в отличном настроении отправился из Дома радио домой.
Тем не менее, в голове после интервью крутилась одна мысль. Речь зашла о государственных и негосударственных праздничных традициях, и, говоря о последних, я привел в пример исполнение гимна на рассвете в Нарве и факельное шествие EKRE.
Побывать на их шествии я хотел давно. Если спросить, зачем мне это нужно (а на этот вопрос мне пришлось отвечать на удивление много раз), то скажу: было просто интересно посмотреть на участников и царящую на этом мероприятии атмосферу.
Если EKRE и умеет что-то делать, так это организовывать факельные шествия в День независимости. Говорю без какой-либо иронии, мероприятие было хорошо организовано. На площади Вабадузе мне нужно было пройти за временное ограждение, после чего какой-то молодой человек сунул мне в руку факел.
Факелы, кстати, были не очень, постоянно гасли. С другой стороны, зажжение факела от факела соседа – действие, способствующее созданию чувства единства.
На улице Харью в одном месте висели колонки, так что шествие началось под зажигательную музыку, в основном хиты "Юстамента", Иво Линна, "Сувенира" и мелодии из "Последней реликвии".
Не знаю, почему, но я представлял факельное шествие EKRE как нечто фанатичное и полное энтузиазма. В действительности оно оказалось спокойной прогулкой, семейным мероприятием, важной частью которого было фотографирование себя и других с факелами.
"В этом году народу намного меньше, чем в прошлом", – сообщил мне шагавший рядом молодой мужчина, когда я в очередной раз зажег от его факела свой.
"Держи факел прямо", – попыталась указать мне какая-то партийная шишка. Я не растерялся: "Факел следует держать слегка наклоненным, иначе он вообще погаснет". Шишка сердито хрюкнула и пошла наставлять других.
Когда я фотографировал на улице Харью шествие на телефон, ко мне подошел пьяный мужчина и начал обвинять в том, что я леволиберальный шпион. Он отчасти прав, подумал я, но убедительно отверг его обвинения.
Участвовавшая в шествии компания была очень пестрой. Заметил пару студенческих форменных фуражек, кожаные байкерские куртки, женщин в национальной одежде. Один мужчина был в форме Кайтселийта, из каждого кармана у него торчал флажок EKRE. Пьяных практически не было. Было достаточно много молодых и детей. В глаза бросилась лишь пара панков-националистов с соответствующей символикой. Кроме того, присутствовала целая группа мужчин в жилетках и флагом "Солдат Одина".

Народ передвигался спокойно и, как я уже сказал, без особого энтузиазма. Я был в хвосте шествия и скандировавшийся в начале колонны лозунг "За Эстонию!" конца, как правило, не достигал, затихая где-то в середине.
Были и парадоксальные моменты. Например, молодая индийская пара и группа китайцев. Еще было несколько мужчин с темным цветом кожи, которых на шествие вместе с детьми привели жены-эстонки. Одна из женщин с удовольствием подпевала доносящиеся из колонок песни.
На Харьюской горке проводили небольшую протестную демонстрацию, которая не вызвала у участников факельного шествия особых эмоций. У демонстрантов тоже была колонка, и их музыка была намного интереснее, чем у EKRE.
Когда мы прошли Ратушную площадь, некоторые мужчины из колонны прошмыгнули в двери баров на улице Пикк. Женщина рядом со мной решила, что пора включить положенную в сумочку портативную колонку, и заиграла знакомая музыка из "Последней реликвии".
Мне стало скучно. Захотелось, чтобы факел погас и я спокойно пошел бы домой. Так и произошло у Морских ворот. В этот момент показался трамвай с фотографией Яны Тоом, я рванул на остановку и выбросил факел в урну, из которой уже торчал десяток таких же.
Я скептично отношусь к утверждению, что на факельные шествия EKRE приходят только сторонники партии или ее члены. Скорее, политический ритуал EKRE сам по себе превратился в гражданский – люди приходят в праздник отметить День независимости и побыть с другими.
Кроме того, альтернатив нет и не все хотят смотреть по телевизору бесконечную церемонию рукопожатия. Детям на факельном шествии намного интереснее, чем сидеть дома. Да и где еще им дадут факел?
Не знаю, почему, но меня охватило чувство из давно минувших времен, что я попал на октябрьскую демонстрацию: там сдержанно приподнятое настроение тоже соседствовало с деловитостью.
Редактор: Евгения Зыбина
С 02.04.2020 года ERR показывает полное имя автора комментария.