Таави Аас: Nordica должна будет начать полеты по 12 маршрутам из Таллинна

Получившему от государства финансовую помощь в размере 30 млн евро национальному авиаперевозчику Nordica нужно быстро разработать собственную платформу для продажи билетов, а полеты на первом этапе нужно будет начать в 12 пунктов назначения, сообщил в интервью ERR министр экономики и коммуникаций Таави Аас.
- Когда государство приняло решение вложить в Nordica дополнительно 30 млн евро, вы предписали авиакомпании, сколько она должна открыть маршрутов и в какие сроки?
- У нас было два основных критерия.
Во-первых, Nordica должна составить программу реструктуризации: принадлежащие государству авиационные предприятия (Nordic Aviation Group, Regional Jet и Transpordi Varahaldus) нужно объединить в одну фирму.
Во-вторых, мы требовали, чтобы полеты начались как можно скорее. Nordica сама предложила, что она на первом этапе начнет летать в 12 пунктов назначения. Сроки назвать очень сложно, потому что это зависит от открытия [границ] государств. Нет смысла летать в страну, в которой нужно два недели сидеть в карантине.
- После принятого 24 апреля решения оказать помощь Nordica сообщил ли ее польский партнер LOT о том, как он хочет поступить со своей долей в авиакомпании?
- Поляки не сообщили, как они поступят - внесут ли пропорциональный взнос или откажутся от своей доли участия. Насколько я слышал от Nordica, поляки склоняются к тому, чтобы не делать взнос и сосредоточиться на спасении собственной авиакомпании.
- В настоящее время Nordica использует принадлежащую LOT платформу для продажи билетов. Теперь такая возможность пропадет?
- Разработка платформы - одна из первоочередных задач.
- Если придется начать полеты уже 20 мая, то будет ли платформа действительно готова к этому сроку?
- Предприятие подтвердило, что оно готово немедленно организовать все рейсы.
Разумеется, платформу для продажи билетов необходимо разработать. Nordica занималась этим еще до кризиса, поэтому совсем с нуля начинать не придется. Однако на первом этапе придется найти другие каналы продажи.
- Когда обанкротился Estonian Air, то рассматривался вариант не создавать собственную авиакомпанию, а субсидировать определенные маршруты. Перевозчиками в таком случае могли бы выступать любые авиакомпании, главное, чтобы сохранились прямые рейсы.
- Такой [вариант] заказных рейсов, конечно, существует. Например, литовцы используют его для сохранения лондонской линии. Но содержание одного такого маршрута обходилось бы примерно в 4,5 млн евро. Это был бы заметно более дорогой вариант.
Это также означало бы отказ от собственной авиакомпании вместе с рабочими местами. Там сегодня работает около 500 человек, налоги с которых государство бы больше не получало. К этому добавляются и авиационные предприятия второго эшелона, которые могут осуществлять свою деятельность только благодаря Nordica. Тем более, что без этого кризиса Nordica в этом году получила бы прибыль в 10 млн евро!
- Уже есть лицензии на полеты в эти 12 пунктов назначения?
- Это вопрос председателю правления Nordica, однако он подтвердил, что авиакомпания готова начать эти полеты.
Об условиях кредита для Tallink
- Председатель финансовой комиссии Рийгикогу Айвар Кокк сказал, что государство могло бы просто купить акции Tallink, а затем продать их по более высокой цене. Разве налогоплательщики не выиграли бы в таком случае?
- Государство хотело бы в первой фазе скорее предложить предпринимателям кредит под залог.
Предприятие должно будет доказать, что оно [безуспешно] пыталось получить деньги в частном секторе. Если предприятие не получило деньги в частном секторе или условия [кредита] были для предприятия неприемлемы, то первым шагом был бы [государственный] кредит. Но если предприятие не сможет предложить достаточный залог, то пошел бы уже следующий этап - покупка акций на конкретный период. Разумеется, эти акции должны быть [куплены] по сегодняшней рыночной стоимости.
Конечно, государство поставит условием, что сделка состоится только в том случае, если в ее основе будет рыночная стоимость, а государство получит некий отрицательный процент. Например, акции будут куплены на 10-15% ниже рыночной стоимости.
- Какой залог предложил Tallink?
- Государство сформировало рабочую группу, которая будет вести переговоры с Tallink. Я не могу сказать, что предложил Tallink.
Акции Tallink котируются на бирже, поэтому на всю информацию распространяются правила биржи. Даже если бы я знал о залоге, я не мог бы вам об этом сообщить.
- Нужно ли прописать в кредитном договоре ситуацию с новым портом Tallink, который планируется построить у Горхолла? Ведь в таком случае этот порт заберет доходы у другой компании - Таллиннского порта, мажоритарным акционером которой является государство.
- Если государство пойдет на покупку акций, то я считаю нормальным добавить в договор пункт, согласно которому до тех пор, пока государство владеет долей участия в Tallink, эта компания не должна вредить интересам другой биржевой фирмы с государственным участием.
- Кредитный договор с Tallink будет опубликован? Сможем ли мы узнать, по крайней мере, его основные пункты?
- Все кредиты размером более 10 млн евро, выдаваемые через фонд Kredex, должны утверждаться правительством.
Этот договор будет опубликован в той мере, в какой это разрешают правила биржи.
- Соответствует ли действительности сообщение издания Äripäev, что Tallink предложил для кредита процентную ставку от 0,5 до 1% годовых?
- Я не могу прокомментировать предложенный процент по кредиту, но правительство, в принципе, решило, что в случае крупных кредитов процентная ставка должна быть от 1 до 6%. Размер процентной ставки будет прямо зависеть от предложенного залога.
- Не следовало бы государству скорее выступать поручителем по банковским кредитам, выдаваемым предприятиям?
- Фонд KredEx как раз и распределяет между банками 1,5 млрд евро через залоги.
Для этого мы и установили требование для предприятий доказывать, что они пытались взять у банка кредит для облегчения своей ситуации. К нам имеет смысл обращаться, если кредит получить не удалось или предложенные условия были неприемлемыми.
- Что это означает - неприемлемые условия? Каков критерий, по которому можно сказать, что банковский кредит - грабительский? Особенно, если знать, что у государства можно получить кредит под более низкий процент?
- Банки тоже коммерческие предприятия, цель которых - выдавать кредиты. Банки могут быть заинтересованы в том, чтобы предложить кредит, особенно если государство даст со своей стороны гарантии [его возврата]. В конце концов от этого зависят доходы банка.
- Tallink дал понять, насколько срочно ему нужен кредит? Когда закончатся оборотные средства?
- Такие крупные сделки за один день не делаются, мы все-таки говорим о неделях. Особенно если кредита не будет и придется идти по пути приобретения акций.
- LHV опубликовал свое кредитное предложение Tallink. Это упростило жизнь государственным переговорщикам, которые больше не нужно быть уступчивым, и вы сможете со своей стороны оказывать давление?
- Мы не оказываем давление на Tallink. Если бы это предложение было таким, что Tallink смог бы его принять, то это сильно упростило бы нашу жизнь.
О кредите для торгового центра Porto Franco
- Застройщик торгового центра Porto Franco в районе таллиннского портал обращался к государству за кредитом?
- Если да, то они обращались к фонду KredEx, я не могу это прокомментировать.
- Зачем вообще государству финансово поддерживать достройку торгового центра? Даже если он обанкротится, то после кризиса недостроенный центр в таком выгодном месте обязательно кто-нибудь купит и жизнь продолжится.
- На самом деле, мы установили два критерия [выдачи такого кредита]. Во-первых, предприятие должно входить в 50 крупнейших налогоплательщиков. Во-вторых, оно должно экспортировать не менее 10% [своих товаров или услуг].
Соответственно, застройщики недвижимости не квалифицируются для получения кредита.
- То есть у них нет надежды получить деньги?
- По этим критериям это сложно.
О трудовых мигрантах
- После отмены чрезвычайного положения и открытия границ арендуемые работники смогут, в принципе, приехать в Эстонию? По положению на сегодняшний день, с 18 мая?
- Исключать этого нельзя. Когда закончится чрезвычайное положение, какие-то ограничения все равно останутся.
Ситуация на границах после 18 мая не ясна, поскольку даже если наша граница откроется, то в других странах ограничения могут сохраняться. По сути, это будет означать, что границы все-таки будут закрыты.
Редактор: Андрей Крашевский