Мартен Кокк: пандемия ускорит реализацию Зеленого курса ЕС
Это интересное совпадение, что пренебрежительное отношение к климатическим проблемам в мире демонстрируют те же самые политические силы, которые высмеивают последствия коронавируса. Один из уроков, которые обязательно нужно извлечь из этого кризиса, состоит в том, что к ученым стоит прислушиваться, пишет посол Мартен Кокк.
11 декабря прошлого года Европейская комиссия опубликовала стратегию, названную "Зеленым курсом" и направленную на создание нейтральной по выбросам углекислого газа экономики к 2050 году. С учетом происходящего с планетой, это единственно возможная, разумная и ответственная реакция.
Спустя три месяца, 12 марта, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила распространение коронавируса пандемией, что, с учетом происходящего с человечеством, было также единственно возможной, разумной и ответственной реакцией.
В краткосрочной и, особенно, в долгосрочной перспективе эти решения, очевидно, станут двумя событиями, которые больше всего повлияют на нашу повседневную жизнь.
Большие изменения в жизненном укладе
Глобальная пандемия никак не меняет консенсус ученых, что потепление климата с исключительно высокой вероятностью является антропогенным, т.е. вызванным деятельностью человека (как недвусмысленно подтвердила панель по климату ООН еще в 2014 году), и по-прежнему остается срочным вопросом, потому что изменения происходят быстро. В Арктике и западной части Антарктики льды продолжают таять заметно быстрее прогнозов, а продолжающиеся лесные пожары уничтожают природу, которая до сих пор помогала нам связывать углерод.
Если в эти процессы не вмешаться, то они станут необратимыми и окажут большое влияние на наш жизненный уклад.
Это значит, что по-прежнему необходимо работать над предотвращением таких необратимых изменений. Однако урок, который можно извлечь из коронавирусного кризиса, состоит в том, что при необходимости поведение человека можно сделать более экологичным буквально за день.
Мы все видели поразительные данные с северо-востока Китая, где загрязнение воздуха резко уменьшилось, когда деятельность человека ограничили из-за карантина.
Проблема климатического кризиса в том, что его острота не ощущается. В отличие от вируса, который распространяется за считанные недели, климатический кризис наступает десятилетиями. С другой стороны, у государств есть возможность реагировать на него мерами, имеющими долгосрочный эффект. Для этого мы и должны строить планы до 2050 года и даже на более длительную перспективу, а по возможности и поднимать целевые показатели еще раньше.
Основная политическая сложность сейчас связана с повышением целей, поставленных на 2030 год. Дискуссии уже идут, но решения в Европе появятся только после оценки воздействий, которую Европейская комиссия опубликует, вероятно, в сентябре этого года.
Изменение поставленных целей могут обсуждать как министры окружающей среды, так и главы государств и правительств. После этого Европейская комиссия сможет конкретизировать свои предложения по климатической и энергетической политике, а также, возможно, и в сфере транспорта. Какие именно сектора должны будут внести свой вклад, а также объемы и способы этого вклада, будет обсуждаться в течение ближайших двух лет.
Пандемия нам ясно продемонстрировала, что если направлять поведение людей более четко, то довольно-таки резкие изменения могут быть проведены быстро, и они будут приняты обществом. Во многих странах режим карантина дал местным самоуправлениям возможность ограничить использование автомобилей.
В самом Брюсселе весь центр города признан жилой зоной с точки зрения дорожного движения, т.е. там нельзя двигаться на автомобиле быстрее 20 км/ч, а на некоторых крупных магистральных улицах разрешены только велосипеды. Конечно, в первую очередь это сделано для уменьшения передвижения в государстве и призыва людей пользоваться общественным транспортом только в виде исключения.
Использование велосипедов в Брюсселе и многих других городах выросло в несколько раз. Люди также обнаружили, что вообще нет необходимости так много ездить на автомобиле, потому что продукты и лекарства можно заказать по интернету или из ресторана, а домой их доставят курьеры, которые поголовно ездят на велосипедах. Все работает.
Для уменьшения числа автомобилей (и использования ископаемых видов топлива) не обязательно повышать налоги или предлагать более удобный и дешевый общественный транспорт. Надо двигаться к тому, чтобы снижалась необходимость использования транспорта как таковая.
Пандемия ускоряет наше движение к чистой энергии
Один конкретный урок этого кризиса на будущее - возможность более широкого использования удаленной работы. Где возможно, как минимум один день удаленной работы в неделю должен стать нормой. Это несомненно помогло бы достижению климатических целей.
Это также касается домашнего обучения с использованием цифровых решений. Каждый день не обязательно, но несколько таких дней в месяц могли бы быть уже сейчас. Таким образом, зеленое будущее не может наступить без более активного внедрения цифровых возможностей.
Нынешняя ситуация, на самом деле, не вносит принципиальных изменений в мироустройство, но создает необходимость ускорить реформы и одновременно показывает, как они могли бы выглядеть.
Для экологичных реформ важно, чтобы европейские климатические планы не повредили глобальной конкурентоспособности нашей экономики по сравнению с Китаем, США, Индией, Бразилией и другими крупными странами.
С другой стороны, эти европейские цели в действительности нисколько не противоречат друг другу. ОЭСР уже десять лет повторяет, что инвестиции в современную инфраструктуру и цифровую экономику увеличивают валовой внутренний продукт и удешевляют другие вещи. Это умная политика в сколько-нибудь долгосрочной перспективе.
Простой пример: переход к полной климатической нейтральности к 2050 году уменьшит потребность Европы в импорте ископаемых видов топлива, поскольку мы предусматриваем, что Европа сможет покрывать большую часть своих энергетических потребностей за счет местной возобновляемой энергии. Тем самым мы кумулятивно сэкономим в Европейском союзе более двух триллионов евро.
Нынешняя пандемия создала ситуацию, в которой потребление ископаемых видов топлива сильно сократилось и в Европе, и в других регионах мира. Пару недель назад американские нефтедобывающие компании должны были доплачивать покупателям, чтобы те вывезли у них нефть. Многие аналитики считают, что пандемия ускорит наше движение к чистой энергетике.
На фоне падения доходов бизнесмены очень серьезно оценивают, во что в дальнейшем есть смысл инвестировать. Ясно, что в период волатильности в мировой экономике стоит идти на риск только в той сфере, которая будет очевидно прибыльной/востребованной в долгосрочной перспективе. Такой сферой, очевидно, являются экологичные технологии. В связи с этим важно, чтобы различные меры по перезапуску экономики были ориентированы на будущее и поддерживали решения, которые помогли бы нам быстрее создать климатически нейтральную экономику.
Во-вторых, мы обязательно сэкономим на расходах на здравоохранение. Загрязнение воздуха создает серьезные риски для здоровья не только в Китае и Индии, но и в крупных городах ЕС. Возможно, что коронавирус даже более опасен для людей, которые живут в районах с высоким уровнем загрязнения. Таким образом, экономия на расходах на здравоохранение, по-видимому, исчислялась бы к 2050 году сотнями миллиардов евро. Я видел различные расчеты, и все они были впечатляющими.
Это интересное совпадение, что пренебрежительное отношение к климатическим проблемам в мире демонстрируют те же самые политические силы, которые высмеивают последствия коронавируса. Один из уроков, которые обязательно нужно извлечь из этого кризиса, состоит в том, что к ученым стоит прислушиваться, а представление, что все проблемы можно решить простым здравым смыслом, не особенно выдержало проверку практикой.
О том, насколько такой здравый смысл помогал решать проблемы здравоохранения в Эстонии, можно прочесть еще в произведениях Карла Эрнста фон Бэра или Николая Пирогова. В целом, можно сказать, что не помог. Пирогов, например, рассказывает пикантную историю о мужчине, который засунул себе в зад небольшой колокольчик, полагая, что это избавит его от запора. Образно говоря, реагировать на климатический кризис в глобальном плане надо не колокольчиком в заднем проходе, а руководствуясь мнением ученых по этому поводу.
Редактор: Андрей Крашевский