Статья опубликована более пяти лет назад и находится в архиве, который ERR не обновляет.

Александра Мурре: выставка четырех картин, связанных именами Босха и Брейгеля, - сатира на злобу дня

На открывшейся в Кадриоргском музее выставке картин, созданных художниками XVI века и близких по стилю к произведениям Босха и Брейгеля, есть несколько интригующих моментов: впервые все четыре картины, хранящиеся в разных городах мира, выставлены вместе; впервые публика может столь подробно познакомиться со сложными техническими исследованиями произведений искусства и, наконец, сам сюжет в исполнении нидерландских художников, в котором вечные темы переплетаются с политической и социальной сатирой на злобу дня, отметила куратор Кадриоргского художественного музея Александра Мурре.

«Эти произведения, которые приписывались ранее Иерониму Босху или Питеру Брейгелю, можно рассматривать часами, читая в ней как по книге символы и аллегории, которым в те времена придавалось огромное значение. Здесь, как и во всем искусстве Нидерландов, видим выраженные в образах старинные поговорки и игру слов.», - пояснила Александра Мурре в интервью rus.err.ee, добавив, что 2 ноября состоится экскурсия на русском языке, в ходе которой можно будет узнать больше о символике картин.  

На какие символы можно обратить внимание неискушенного зрителя, чтобы помочь ему сориентироваться?

Во-первых, тема «Изгнание торгующих из храма» была в то время очень актуальна. Каждое время переживает какие-то кризисные моменты, и с начала до середины XVI века в Европе ощущается упадок нравов, приходит понимание того, что люди идут не тем путем по жизни, возникают опасения приближающегося конца света. Художники-визионеры, в том числе Босх, очень скептически относились к современности. Босх высмеивал мир сквозь слезы, создавая фантастические и порой страшные образы. Брейгель, в ранних произведениях которого  чувствуется сильное влияние Босха, приходит в своем зрелом творчестве к идее гуманизма и смотрит на человека уже более снисходительно и тепло.

В мире этих картин круга Босха и Брейгеля видим два пути, два мира - мир правильный и неверный, извращенный, где все наоборот. На это указывает в числе прочего и такой символ как статуи на башне, из которых одна стоит нормально а другая вверх тормашками.

Символов очень много, обо всех рассказать не успею (Улыбается). Вот один пример — рядом с храмом изображен странствующий врач. Врач в то время слыл человеком ненадежным, скорее шарлатаном и даже приверженцем сатаны - он странствовал, не имел определенного места жительства, в его арсенале были сомнительные инструменты и непонятные лекарства. На его шарлатанство и обман намекает и вывеска, где изображен испражняющийся человек, что на голландском языке 16 века означало игру слов —  слово обманывать и  слово испражняться звучало практически одинаково. Кстати, очки тоже было символом неверности, обмана, ложного представления, то есть создания ошибочной видимости. Среди толпы зрителей врача есть персонаж с гусем в мешке — это голландская пословица, сходная с русской «подложить свинью» или «кот в мешке». Тут и вор, который лезет в карман зеваке, внемлющего речам средневекового лекаря. Причем в толпе, окружающей лекаря, изображены представители разных сословий и наций — намек на то, что глупость, как и другие пороки, свойственны всем людям.

Есть и концептуальный сюжет: ослик, мать и дитя, ясли, правда мать не умиляется чадом, а скорее шлепает его. Это ирония, перевернутая наизнанку концепция христианства, которая наблюдается в повседневной жизни. Люди, которых Христос изгоняет из храма — калеки, попрошайки, и эта женщина, которая в правильном мире была бы Мадонной с младенцем, а в неправильном мире — мире наоборот или вверх тормашками — превращается в старуху с младенцем, которого она наказывает. На четырех картинах этот фрагмент изображен по разному, ребенок то плачет, то радуется, из чего можно заключить, что старуха может быть лишь обогревает ребенка у костра.

Калеки в то время считались приверженцами неправильного мира — это испорченная или сломанная природа, а значит, эти люди ближе к сатане, потому что они неправильные. Мы видим, что и сатана здесь и изображен калекой со звериной мордой, которая больше похожа на свиную. Свиньи считались нечистым животным и именно они в руках у торгующих, которых изгоняют из храма.  

На самом заднем плане мы видим гору Голгофу с восходящим нее Христом — как моральный вывод для публики, смотрящей на эту картину: есть мир, который перевернут с ног на голову, грешен, погряз в разврате, продажности и злобе, однако есть и спасение, но оно видно не всем.

Произведения - это политическая и социальная сатира, которую тогда люди изображали по библейским сюжетам. Кстати, символы можно перенести и на нынешнее время.

Вниманию зрителей выставки впервые предоставлены четыре практически одинаковые картины, одна из них до сих пор была практически неизвестна широкой публике. Эта работа послужила ключом к разгадке тайн, скрываемых произведениями, либо стала причиной еще большей неразберихи?

Действительно, до недавнего времени картин, приписываемых руке Босха и Брейгеля, было известно три — одна из них хранится в Таллинне, другая - в Глазго, третья - в Копенгагене. Последняя, четвертая работа до того, как ее выставили на продажу на аукционе в Сотбис находилась в частной коллекции. Картина была продана, и опять на время исчезла с поля зрения специалистов. Провести дальнейшие исследования представились возможным только после того, как нынешний владелец дал согласие на участие картины в нашей выставке в Таллинне.

Кстати, незадолго до приезда работы сюда выяснилось, что доска, на которой написана работа — самая старая. Это внесло значительные коррективы в мнения исследователей, высказывавших до этого предположение, что эта картина из частного собрания более поздняя реплика, а возможно и копия 17-18 века. Самой ранней и самой «босховской» из работ традиционно считалась картина из Глазго, однако исследования показали, что эта картина — самая поздняя и может считаться сознательно сделанной подделкой «под Босха». Картины из Эстонии и Дании относятся примерно к одному и тому же времени.

Возникает вопрос относительно авторства картин, к какому  выводу пришли ученые?

Все эти картины созданы по стопам великих нидерландских мастеров. До проведения совместных исследований произведение, которое приписали к кисти Босха или его последователей, находилась в Глазго. В то же время работа из Копенгагена с похожей композицией была исследована в рамках выставки Брейгеля или отнесена к работам к круга Брейгеля.

Работа из Таллинна была известна в советских описаниях и довольно поздно стала известна западным исследователям. В 2001 году она ездила на выставку Босха в Голландии и тогда в общеевропейских научных кругах встал вопрос, а кто же является автором этой композиции. Стали считать, что работа из Таллинна — это повторение копенгагенской работы. В то время как на самом деле она не может быть повторением, так как работа из Копенгагена осталась незавершенной, а картина из Таллинна прекрасно прописана до тончайших деталей.

Работы созданы примерно в одно время, значит независимо друг от друга разными художниками, следовательно у них был общий прототип. Начался поиск прототипа. Но поиск приводит к мысли о том, что существовала картина Босха, которая привела к созданию всех этих работ, либо напрямую, либо посредством репродуцирующей графики, либо это могла быть работа Питера Брейгеля, его раннего периода, когда он работал в духе Босха.

Можно предположить, что картина на сюжет, где Христос изгоняет торговцев из храма была настолько значима и имела широкий спрос, поэтому владельцы коллекций или замков заказывали художникам на тот злободневный сюжет.

Пока работы будут находиться в Таллинне, здесь продолжатся рабочие совещания реставраторов и исследователей. Особое внимание будет уделено работе из частного собрания, которая раньше подробно не исследовалась

Картина из частной коллекции не под стеклом, не опасаетесь ли Вы за ее сохранность?

Еще два месяца назад мы не были уверены, сможем ли мы ее получить на выставку. Наша публика станет одной из первых, кому удастся посмотреть картину.

Согласно требованиям и практике современного выставочного научного мира, вмешиваться в произведение без разрешения на то владельца — нельзя.

Работа из частной коллекции, которая, как выяснилось, является самой древней, выглядит очень ярко, как будто только что написана. Почему?

Технический материал, использованный в этой работе - масляные краски, хотя анализ пигментов еще не проведен. Довольно грубый и гротескный рисунок, яркие цвета — все это сходно с манерой работы одного испанского художника начала 16 века, хотя и непривычно для большинства зрителей. А прекрасная сохранность работы связана, вероятно, с хорошими условиями хранения. Работа мало странствовала, и последние почти сто лет находилась в одном и том же собрании.

С другой стороны, наше представление о старых картинах как о темных, пожелтевших — это результат пожелтевшего от времени лака. Музейные работы очищаются очень аккуратно, на всякий случай всегда оставляется слой старого лака, чтобы не смыть ни одного оригинального удара кисти. В работе из частной коллекции была проведена галерейная реставрация, в результате которой был удален практически весь слой старого лака, поэтому цвета яркие, что, конечно, не противоречит тому времени.

На выставке каждый сможет сам попробовать себя в роли эксперта исследователя и реставратора. Компьютерные технологии позволили поместить в выставочных залах целые лаборатории, где можно провести «анализы» картин под микроскопом, в лучах рентгеновского, инфракрасного и ультрафиолетового излучения, изучить микропробы красочного слоя картин, а также совершить путешествие по миру и узнать, откуда происходят картины и материалы, из которых они созданы.

Редактор: Ирина Киреева

Hea lugeja, näeme et kasutate vanemat brauseri versiooni või vähelevinud brauserit.

Parema ja terviklikuma kasutajakogemuse tagamiseks soovitame alla laadida uusim versioon mõnest meie toetatud brauserist: