Марго Лоор: Мечта моей жизни – стать политиком!

Утренний урок в таллиннской частной начальной школе: ученики рисуют и пишут, тема – «Кем я хочу стать?». Бизнесменом. Певцом. Раллистом. Ученым, изучающим космос. Программистом. Топ-моделью. Кардиологом. «А я мечтаю стать политиком!» сообщает с жаром кудрявый светловолосый мальчишечка с живыми глазами и показывает другим рисунок, где один мужчина в галстуке стоит перед публикой. Учитель просит детей взять рисунки с собой домой и показать вечером родителям.
Школьный день накануне летних каникул. Та же школа, те же ученики спустя шесть лет заканчивают 9-й класс. И тот же вопрос. Биохимиком. Руководителем рекламной фирмы. Адвокатом. Дизайнером интерьера. Программистом. Нейрохирургом. В эссе описывают учебы в заграничных университетах, квартиру в Париже, частные дома с красивой архитектурой, автомобили класса люкс, в некоторых случаях семью.
Политиком никто больше становиться не хочет, даже тот маленький светловолосый мальчишка. Он теперь пишет о карьере всемирно известного журналиста экономического журнала.
Откуда тогда берутся наши политики и каков нынешний ученик третьего класса, который говорит, что он мечтает о карьере политика? В восьмидесятых появился культовый голливудский фильм «Top Gun» (известен в русском переводе под названиями «Выше крыши», «Школа асов», «Лучший стрелок» и др.), рассказывающий об обучении военных пилотов. Инструктор, стоящий перед классов пилотов, говорит в фильме, что только у лучшего пилота каждого класса есть возможность вернуться позже в ту же школу в качестве руководителя.
На прошлой неделе мне случилось посмотреть снятый несколько лет назад документальный фильм о единственной в США женщине-пилоте истребителя F-14, которая при просмотре этого самого фильма «Топ Ган» поняла, что хочет посвятить свою жизнь профессии военного летчика.
Вдохновляет ли нынешняя эстонская телепродукция и медийный ландшафт молодежь на то, чтобы становиться государственными мужами?
На самом деле мы, очевидно, знаем, откуда появятся завтрашние главы партий и министры. Среди эстонских политиков молодого поколения заметную часть, возможно даже большинство, составляют те кудрявые Свены, Кадри и Урмасы, кто двадцать лет назад, сидя за школьной партой, хотели стать политиками, десять лет назад вступили в молодежные организации партий и к сегодняшнему дню доросли до того, что входят в первую десятку, иногда даже в «верхушку» партий.
Другими словами: хочешь узнать, как будет выглядеть эстонская политика через 10-15 лет? Сходи на мероприятия партийных молодежных организаций, посмотри кругом, пообщайся и получишь представление.
В Эстонии крупные богатые фирмы начинают вербовочную деятельность с первого курса университета, в Англии – раньше. В средних школах, известных в качестве «питомников» известных премьер-министров и руководителей высшего звена, происходит уже хоть и скрытое, но мощное формирование профессиональных предпочтений посредством спонсирования физических клубов и полемических турниров, а также чтение лекций в качестве приглашенных лекторов. В наших краях преуспели, вероятно, только оборонительные войска, осознанно занимающиеся формированием репутации, престижа уже в средней школе.
До тех пор, пока представительная демократия не уступила в полной мере место партиципаторной демократии, скорее очевидно, что в нашем государственном управлении растет доля профессиональных политиков.
На фоне того, что СМИ часто бывают критичны в отношении политиков (когда вы в последний раз читали какую-нибудь замечательную биографическую историю эстонского политика?), где негде особенно взять вдохновляющие примеры и где предприятия, государственные учреждения и гражданские объединения стараются привлечь к себе лучших, неудивительно, если нет больше этих курчавых мальчишек, мечтой жизни которых было стать политиками.
Едва ли Меган Варли отвоевала бы себе кокпит F-14, если бы в свое время в фильме «Топ Ган» было показано только то, как летчики-истребители США катапультируются из горящих самолетов, совершают аварийные посадки и проигрывают воздушные сражения.
Так что перед тем, как в следующий раз в светской беседе бросить вербальные камень в какого-нибудь политика, может, задумаетесь на минутку, хотите ли вы жить в государстве, где только у лучшего ученика каждого класса есть возможность стать государственным деятелем или где политикой занимаются те, кого не завербовали куда-нибудь еще.
Вдруг откуда-нибудь из-за угла выглянет пара сияющих глаз того, кто, услышав вас, именно в этот момент решит, что будь что будет, но государственным деятелем он не будет, раз это такая презренная профессия.
В качестве предисловия к фестивалю мнений, который пройдет в Пайде 16 – 17 августа, новостной портал ERR будет в течение двух недель публиковать мнения работников Союза неправительственных организаций EMSL по актуальным темам. Марго Лоор — исполнительный директор Эстонского общества дебатов и председатель совета EMSL.
Заинтересованные люди, желающие получать информацию о курсах, конкурсах проектов, поездках, мероприятиях и других возможностях активного участия в жизни гражданского общества, могут подписаться на еженедельную русскоязычную рассылку EMSL здесь.
Редактор: Юлия Сокол