2024 год стал годом краха и неудач для государственных предприятий Эстонии
Государственная авиакомпания Nordica, созданная в 2015 году, была символом амбиций Эстонии в авиации. Однако, в 2024 году компания столкнулась с серьёзными финансовыми трудностями, что привело к её ликвидации и оставило сотни сотрудников без работы.
О том, что Nordica стала банкротом, министр инфраструктуры, социал-демократ Владимир Свет объявил в ноябре, подчеркнув, что авиабизнес в целом очень волатилен и содержит множество рисков, напоминают в своем сюжете радионовости ERR.
"С учетом того, в какой экономической ситуации оказалась Nordica, с учетом тех обязательств, которые у нее есть, у компании просто нет денег для того, чтобы расплачиваться по этим обязательствам. И поскольку государство уже ранее решило, что не будет инвестировать дополнительные средства налогоплательщиков в эту компанию и поскольку приватизация не удалась, инвестор не был готов кампанию купить из-за тех рисков, которые связаны с предстоящим зимним сезоном, не было другого варианта у руководства компании, кроме как объявить банкротство", - комментирует Свет.
За время существования Nordica государство вложило в компанию более 70 миллионов евро. Сейчас её долги составляют 30 миллионов. Восемь самолётов, находящихся в Таллиннском аэропорту, не затронуты банкротством и готовятся к продаже, но их стоимость вряд ли покроет понесённые убытки.
Nordica начала сокращение персонала: из 550 сотрудников 176 уже попали под увольнение. Большинство из них работали через компании по найму, что оставило людей в неведении. Они не получили зарплату за октябрь, и их будущее остаётся неопределённым.
Председатель комиссии Рийгикогу по борьбе с коррупцией, центристка Анастасия Коваленко-Кылварт отмечает необходимость глубокого анализа проблем, с которыми столкнулась национальная авиакомпания. Это поможет избежать подобных ошибок в будущем, особенно в крупных государственных проектах, таких как Rail Baltic.
"Вместо того, чтобы, как говорит министр Свет, что авиакомпания вообще никогда не была нужна Эстонии, надо может чуть-чуть вникнуть и посмотреть, где были допущены серьезные, грубые ошибки в руководстве, чтобы потом те же самые ошибки не оказались в Rail Baltice и эти убытки не оказались в разы больше", - говорит оппозиционный политик.
Nordica перестала летать из Таллинна ещё в 2019 году и с тех пор не приносила чистой прибыли. Попытки продать компанию частным инвесторам начались в декабре 2023-го, но признаки её неизбежного краха стали очевидны ещё в 2020 году, считает бывший министр экономики и коммуникаций, в прошлом член Центристской партии Таави Аас.
Правительство не в первый раз наступает на грабли в сфере государственных авиаперевозок. В 2015 году заявление о банкротстве подала компания Estonian Air. Требования кредиторов к ней на тот момент составили 113 млн евро.
Помимо Nordica, еще одно государственное предприятие оказалось в центре внимания из-за серьезных проблем. Речь идет об Eesti Energia. Специальная проверка, инициированная правительством Каи Каллас, выявила, что заводы Enefit 140 и Enefit 280, а также электростанции Enefit Power годами превышали допустимые уровни выбросов. Отчет стоил компании 200 тысяч евро.
В период, охваченный специальной проверкой, компанию возглавлял Хандо Суттер, а нынешний председатель правления Андрус Дурейко заявил о необходимости проанализировать ответственность предыдущего руководства. Канцлер Министерства финансов Мерике Сакс уточнила, что проблемы стали известны министру финансов только весной прошлого года, уже после прихода Дурейко.
Председатель совета директоров Eesti Energia Анне Мере признала, что у компании есть проблемы с коммуникацией, из-за чего правление не было вовремя осведомлено.
Андрус Дурейко заявил, что Eesti Energia намерена продолжать производство как масла, так и электроэнергии, но уже в соответствии с законом.
Министр финансов, член Партии реформ Юрген Лиги не исключает возможных изменений в составе нынешнего совета директоров компании в будущем.
"Но прежде нужно осмыслить информацию, чтобы понять, какие именно решения и когда были приняты. В любом случае, это для нас веская причина пересмотреть как управление компанией, так и назначение руководителей", - говорит Лиги.