Март Хельме: для требования компенсации за оккупацию выбрали неправильный момент
Безопасность Эстонии во многом опирается на защиту со стороны союзников по НАТО и США, но в настоящее время союзники заняты сирийским кризисом, поэтому внешняя политика Эстонии должна адаптироваться к текущей обстановке, считает председатель Эстонской консервативной народной партии (EKRE) Март Хельме.
По словам Марта Хельме, внешняя политика России зависит не столько от отношений с другими странами, сколько от стратегических целей. "Я бы сказал, что Россия сейчас вообще проводит самую эффективную внешнюю политику среди всех государств мира", - сказал Хельме в телепередаче ETV Terevisioon.
По его словам, это хорошо демонстрируется тем способом, которым Россия вышла из изоляции, вызванной продолжающейся войной на Украине.
"Когда Россия вмешалась в Сирии, то думали, что Россия опять навлекает на себя неприятности, и Путин не осознает, что делает. Но по воле случая, в результате трезвого расчета или из-за сочетания и того, и другого, Россия снова за столом (переговоров)", - пояснил председатель EKRE.
Поэтому политика Москвы по отношению к Эстонии зависит от более широкого контекста, но Хельме подчеркнул, что Эстония может самостоятельно делать стратегический выбор, который должен быть четко адаптирован к текущей международной обстановке.
По оценке Марта Хельме, в настоящее время поддержка Эстонии со стороны США и НАТО, которая является основным элементом безопасности Эстонии, сократилась, потому что союзники заняты другими проблемами. "Действительно, американские генералы по-прежнему говорят, что страны Балтии - это красная черта, но по трезвой оценке ни у кого другого нет военного потенциала для оказания помощи странам Балтии", - отметил он.
По мнению председателя EKRE, в этих условиях Эстонии следует отказаться от определенной риторики. "Я не считаю, что инициатива министра юстиции Рейнсалу потребовать с России возмещение ущерба за оккупацию была выдвинута в правильный момент", - сказал Хельме.
Он отметил, что Консервативная народная партия требует от России не возврата когда-то принадлежавшей Эстонии территории, а признания Тартуского мирного договора и государственного континуитета Эстонии. "Это две большие разницы", - подчеркнул Хельме, добавив, что заключение нового договора о границе привело бы к отмене договора, заключенного в 1920 году.
"У нас есть с Россией договор о границе, и он прописан в Тартуском мирном договоре. Пока Москва однозначно не признает государственный континуитет Эстонии, мы не считаем возможной ратификацию нового договора о границе", - подчеркнул Хельме.
Если бы Россия признала государственный континуитет Эстонии, то ей следовало бы признать и оккупацию, и в этот момент у Эстонии появилась бы возможность потребовать возмещения ущерба. "Требовать возмещения оккупационного ущерба сейчас, когда Россия говорит, что никакой оккупации не было, немного абсурдно, потому что только когда Россия скажет "А", мы можем потребовать, чтобы она сказала "Б", - считает председатель EKRE.
Редактор: Андрей Крашевский