"Кто кого? Итоги года": был ли 2020 год худшим в истории?
В среду, 30 декабря, в эфир телеканала ETV+ вышел заключительный в этом году выпуск дискуссионной передачи "Кто кого?". Гости передачи обсудили, был ли 2020 год худшим в истории или просто люди оказались не готовы?
В студии специального расширенного выпуска ток-шоу "Кто кого?" депутаты Рийгикогу Андрей Коробейник (Центристская партия), Калле Грюнталь (EKRE), Прийт Сибул (Isamaa), Андрес Сутть (Партия реформ), Евгений Осиновский (Социал-демократическая партия), а также председатель непарламентской партии "Eesti 200" Кристина Каллас говорили о коронавирусе, экономике, крупнейших скандалах и важнейших темах.
Ведущие – Криста Ленсин и Андрей Титов.
До 3 января можно ответить на вопрос "Был ли этот год худшим в истории, как назвал его журнал Time?" внизу этой статьи. На момент окончания передачи за ответ "Да, на моем веку точно хуже не было" проголосовали 28% зрителей, а за ответ "Нет, просто люди не были к такому готовы" - 72%.

Подведение итогов
В декабре исполнился ровно год с обнаружения первых случаев коронавируса в Китае. Уходящий 2020-й запомнится пандемией, локдаунами и сумбуром в политике во всем мире. За год мы привыкли читать статистику о коронавирусе как сводки с фронта, а слово "позитивный" приобрело негативный оттенок. Более 80 млн инфицированных и более 1,7 млн умерших – такова цена этого года. Означает ли это, что власти по всем мире не справились?
Весной установленные эстонским правительством ограничения были по сравнению с другими странами скорее мягкими, но закрытие школ и торговых центров многим и тогда казались перебором. О второй, осенней волне коронавируса было известно заранее, мы уже были опытные, тем не менее, нынешний уровень заболеваемости в десять раз превышает весенний максимум. И если во время первой волны эпидемии правительство Эстонии действовало для многих убедительно, критики почти не было, то во время второй звучат мнения, что оно потерпело фиаско, потому что не использовало время для подготовки.
Экономика
Пандемия Covid-19 спровоцировала серьезные социально-экономических последствия, включая крупнейшую мировую рецессию. Было отменено множество спортивных, политических и культурных мероприятий, а дефицит поставок усугубился паническими покупками. На фоне кризиса в Эстонии вступила в силу аптечная реформа и была проведена реформа второй пенсионной ступени. Государственный бюджет на 2021 год принят с огромным минусом. Дефицит почти в 2 млрд евро означает, что 15% всех государственных расходов и инвестиций будут осуществлены за счет кредита. Больничной кассе катастрофически не хватает денег, и в ближайшие годы дефицит будет только расти. Пандемия вызвала серьезный кризис в сельскохозяйственном секторе, поскольку закрытие границ между странами лишило нас иностранных работников.
Но в итоге, по прогнозам, падение экономики Эстонии составит лишь 2,5%. Это намного мягче, чем опасались в начале коронакризиса, и один из самых безболезненных сценариев в Европе. И если вакцинация окажется успешной и распространение вируса будет взято под контроль, то национальная экономика вернется к росту уже во втором квартале 2021 года.
Скандалы
Уходящий 2020 год был полон политических баталий и противостояний. Весной входящие в правящую коалицию Центристская партия, Isamaa и EKRE решили ликвидировать Комиссию по надзору за финансированием партий и передать ее функции Госконтролю, что вызвало возмущение оппозиции. Самый громкий скандал, грозивший отставкой всего правительства, разразился из-за гомофобных высказываний представителя EKRE, главы МВД Марта Хельме. Коалиция несколько дней вела переговоры, но устояла, изменив в качестве компенсации дату референдума по вопросу определения брака. Однако креслом министра внутренних дел Март Хельме поплатился не за это, а за заявления о подтасовках и фальсификациях на президентских выборах в Америке. А сразу после отставки Хельме разразился скандал с министром образования, центристкой Майлис Репс, которой тоже пришлось оставить свой пост.