Союз городов и волостей: для многих жителей Эстонии земельный налог в 2027 году не вырастет

В 2027 году земельный налог в Эстонии для многих владельцев земли может не вырасти, поскольку часть налогоплательщиков уже достигла уровня налога, до которого он мог повыситься в рамках действующих ограничений, заявила финансовый руководитель-аналитик Союза городов и волостей Эстонии (ELVL) Пирет Цахкна.
Выступая в среду в эфире передачи телеканала ETV Terevisioon, она напомнила, что в последние годы повышение земельного налога после переоценки земли происходило поэтапно. В 2024 году налог мог вырасти не более чем на 10%, в 2025 году - до 50%, а в 2026 году - максимум на 100% по сравнению с предыдущим годом. При этом эти ограничения не означают, что в 2027 году налог автоматически продолжит расти: если в 2026 году налог уже достиг рассчитанного по новой системе уровня, то при сохранении той же ставки дальнейшего повышения не произойдет.
"В какой-то момент достигается так называемый максимальный налоговый потолок. Если по новой системе, исходя из оценки земли и налоговой ставки, ваш налог должен составлять 100 евро, и эта сумма уже достигнута в 2026 году, то при сохранении той же ставки в следующем году роста уже не будет", - пояснила Цахкна.
По данным анализа Министерства регионального развития и сельского хозяйства, изменения земельного налога не затронули две трети жителей Эстонии. Для одной трети налогоплательщиков, которых изменения коснулись, рост составил не более 20 евро.
При этом около 80% тех, у кого земельный налог вырос, - юридические лица, поскольку на них не распространяются некоторые предусмотренные законом льготы.
Земельный налог полностью поступает в бюджеты местных самоуправлений. По словам Цахкна, суммарно он приносит местным властям около 90 миллионов евро и составляет менее 3% их доходов от основной деятельности.
"Земельный налог - это часть доходной автономии самоуправлений. При установлении ставок и льгот местные власти неизбежно учитывают как платежеспособность жителей, так и потребность в финансировании местных услуг. Это всегда выбор и баланс: сколько мы просим и что можем дать взамен", - подчеркнула представитель ELVL.
Муниципалитеты также имеют право самостоятельно устанавливать дополнительные льготы. С 2026 года максимальная льгота на землю под жильем составляет 1000 евро. Кроме того, местные власти могут предоставлять дополнительные послабления пенсионерам и репрессированным.
Цахкна считает, что в целом ситуация с земельным налогом не является критической.
"Прямых негативных реакций к нам не поступало. Анализ показывает, что две трети населения изменения не затронули. Конечно, есть исключения, но в целом никакой катастрофы я здесь не вижу", - сказала она.
Редактор: Сергей Михайлов





















