Лечение детей за границей: родители считают действующую систему компенсаций несправедливой
Больничная касса оплачивает лечение детей за границей, но не компенсирует расходы на проживание родителей в чужой стране. Должны ли эти расходы стать частью медицинского страхования и нужно ли менять систему здравоохранения?
Ежегодно Больничная касса оплачивает лечение за рубежом примерно 50 пациентам. Так, например, регулярно на обследования в Москву нужно возить маленькую Варю, которой в свое время всем миром собирали деньги, передает "Актуальная камера +".
"Нам оплачивают только сами проверки здоровья. А за дорогу и проживание мы платим сами", - говорит Илона, мама Вари.
У мальчика из Нарвы Олежки, как ласково называет его мама, тяжелый недуг иммунной системы, который делает его очень восприимчивым к возбудителям инфекций. Чтобы победить заболевание, мальчику нужна пересадка стволовых клеток.
В Эстонии такие операции не проводятся, поэтому Больничная касса уже второй раз оплачивает лечение Олежки в одной из клиник британского Ньюкасла, куда семья и отправилась на прошлой неделе. Однако, если расходы на операцию мальчика полностью гасятся за счет государства, то деньги на транспорт и проживание в Англии родителям Олега нужно было найти самим. Речь шла о неподъемной сумме. На помощь - опять-таки во второй раз - пришел Детский фонд Клиники Тартуского университета.
Понятно, что ребенок не может ехать на лечение за рубеж один, и, по идее, расходы на поездку и проживание могли бы быть включены в число оплачиваемых услуг, но тем не менее это не так.
"Основная цель Больничной кассы - оплатить расходы на лечение застрахованного человека. И транспорт не входит в их число. И поэтому так и есть: расходы на лечение за рубежом компенсируются, но за транспорт и проживание людям приходится платить самим", - говорит директор отдела обслуживания клиентов Больничной кассы Адо Вийк.
И остается, как правило, только одно - обращаться за помощью в благотворительные фонды.
Благотворительные движения становятся сегодня всё популярнее, и люди действительно нередко воспринимают чужую беду близко к сердцу. Но справедливо ли перекладывать конституционное право на получение медицинской помощи, хотя бы даже частично, на плечи добровольцев?
"Я считаю, что это несправедливо. Если компенсируются расходы на операцию или обследования за рубежом, но при этом ты сам должен где-то найти сумму, равную банковскому кредиту на транспорт и проживание - это очень сложно. Должно быть государственное решение этого вопроса. Должен быть какой-то резервный фонд или какое-то другое решение, как компенсировать транспорт и проживание, потому что по факту это часть операции. Мы же не отправим, например, пятилетнего ребенка одного на лечение в Англию", - рассуждает исполнительный директор Детского фонда Клиники Тартуского университета Кюллике Хейн.
Так может быть настало время что-то менять в этом вопросе?
"Обязательно. Потому что ну это же шок. Вот тебя ставят перед фактом - у тебя больной ребенок. Ты понимаешь, что ты его должен отсюда вывезти. А дальше тупик. Что делать. Клич сразу в интернете, в фонды - это потеря времени. А бывает так, что этого времени просто нет. Если бы была организация, которая оплачивала бы транспортировку, то ребенок сразу же оказался в нужном месте в нужное время", - говорит Илона, мама Вари.
В Министерстве социальных дел отвечают на этот вопрос уклончиво.
"Мне тяжело одной давать оценку, и я не могу давать эту оценку. Это вопрос сотрудничества - как должна распределяться ответственность между человеком и государством, - комментирует руководитель бюро по политике социальных услуг местных самоуправлений Министерства социальных дел Трийн Рааг. - На государственном уровне способов помочь этим людям нет. С одной стороны, это их собственная ответственность, найдут ли они деньги, чтобы покрыть расходы, привлекая своих знакомых и родственников. Или можно обратиться в разные фонды, которые оплачивают транспорт и проживание или попросить помощи у местных самоуправлений, которые не обязаны это оплачивать, но ходатайствовать об этом можно же".
"Я пробовала общаться с местными властями Нарвы. Я обратилась, и мне выделили 230 евро", - говорит Марина, мама Олега.
Впрочем, известны случаи, когда местные самоуправления приходили на помощь в более значительном объеме, но, как сказано, сейчас это прежде всего акт доброй воли.
"Если государство хочет добавить самоуправлениям дополнительные функции, тогда надо обеспечить самоуправления и финансовым резервом для этого. Чтобы в результате не пострадали другие сферы: образование, культура, спорт и здравоохранение", - считает замдиректора Союза городов и волостей Эстонии Ян Трей.
По словам Трея, система помощи должна быть централизована.
"Я считаю, что эта система должна быть максимально централизована и насколько это возможно, профинансирована за государственный счет. Речь идет об очень важной услуге и ее выполнение - это государственная функция", - подчеркивает Трей.
Редактор: Виктор Сольц