"Инсайт": провал крупных бизнес-проектов в Эстонии – случайность или злой умысел?
Дата-центр, соевый и четыре нефтеперерабатывающих завода. Гигантские инвестиционные планы, деньги неизвестного происхождения, странные инициаторы вложений и мыльный пузырь в результате. Возможно, так называемые инвесторы злоупотребляли доверием эстонских партнеров и решали при этом свои задачи.
Эстония долгое время была раем для иностранных предпринимателей: быстрый и простой процесс учреждения фирмы, приятная налоговая система и удобные электронные сервисы. Поэтому неудивительно, что сюда стремились инвесторы с наполеоновскими планами. Сначала их активно обсуждали в прессе, и в самоуправлениях, но в итоге пар уходил в свисток, передает выходящая на телеканале ETV+ программа журналистских расследований "Инсайт".
Таких проектов, которые начались за здравие, а закончились за упокой, набралась целая пачка. Первым из подобных проектов стал дата-центр, который компания Data Valley Enterprises OÜ планировала построить в Эстонии в 2017 году.
И хоть строительство такого центра и могло показаться вполне логичным и оправданным - в Эстонии явно ощущается нехватка подобных хранилищ, конкретный проект вызывал большие сомнения. В первую очередь из-за своей стоимости.
"У нас коммерческий дата-центр. Сейчас 64 шкафа стоит, общий объем - 512. На данный момент порядка 6-7 миллионов евро было вложено. То есть общий проект будет за 20 миллионов", - говорит предприниматель, акционер Infonet AS Андрей Лешкин.
А руководитель Data Valley Юсси Вартиайнен заявлял, что в новое хранилище планируют инвестировать в 30 раз больше - 600 миллионов евро.
Собственниками Data Valley были пять зарегистрированных в Эстонии пустых фирм с капиталом в 2500 евро. Согласно отчету от Krediidiinfo в 2014 году Data Valley можно было предоставить кредит на сумму 640 евро, а никак не на 600 миллионов, которые планировалось проинвестировать в проект.
В итоге так ничего и не построили, а за это время Data Valley Enterprises и большинство материнских компаний были удалены из Коммерческого регистра. Несколько фирм Юсси Вартиайнена тоже удалены. Связаться с ним у "Инсайта" не получилось, так как электронные адреса не работают.
Но не только финны хотели построить в Эстонии сооружения небывалых масштабов. В 2003 году предприятие Five Group OÜ было создано для того, чтобы построить в порту Силламяэ завод для переработки сои. Проекту 16 лет, и он пока есть только в отчетах компании.
Два НПЗ в Палдиски
Следующая пачка проектов - нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Строить такой хотели в Палдиски, и занимались этим какие-то донецкие бизнесмены.
"Была информация, что есть инвесторы, которые хотят сотрудничать с портом. А в Палдиски около порта как раз есть подходящий участок. Вот они и выбрали это место", - говорит заместитель старейшины Ляэне-Харьюской волости Эрки Рубен.
Компания "Донбассмонтажспецстрой" предложила реализовать проект, но, как и в случае с финским хранилищем, кто должен был дать денег - загадка.
"Там были люди с Украины, я с ними, естественно, лично не встречался. Проект как таковой не случился. Не зашло дальше первой фазы, то есть протокола о намерениях", - отмечает член правления Tallinna Sadam AS Маргус Вихман.
"В 2011-м началась тематическая планировка, и почти сразу она остановилась и больше ни волости, ни горуправе информации не поступало", - добавляет старейшина Ляэне-Харьюской волости Яанус Саат.
Что это был за инвестор? У компании "Донбассмонтажспецстрой" красивый сайт с перечислением выполненных заказов, но капитал примерно 150 евро. На сайте висит презентация несостоявшегося проекта в Палдиски как будто он до сих пор актуален. Офис компании находится где-то в жилом районе Донецка, в доме, найти который "Инсайту" не удалось. Но эта компания планировала привлечь 4 миллиарда евро.
"За 4 миллиарда можно построить, если не воровать, небольшой космодром можно построить. Это точно даст рабочие места, и Россия с удовольствием согласится его взять в аренду", - комментирует Евгений Гомберг, латвийский предприниматель с большим опытом экспорта нефтепродуктов.
У специалистов к проекту масса вопросов. Например, собирались перерабатывать российскую смесь Urals.
"Насколько мне известно, в Таллинн труба не приходит, поэтому откуда возьмутся эти 6 млн сырой нефти слабо понятно", - отмечает Гомберг.
Правда, Таллиннский порт не считает, что сомнительный проект - это проблема.
"Я еще раз подчеркиваю, что это было 10 лет назад. Конечно, сейчас 6 млн тонн по железной дороге практически нереально привезти. Но 10 лет назад ситуация была другой", - говорит Вихман.
Заниматься тем же и тоже в Палдиски собиралась еще и STK Grupp. В августе 2014-го газеты писали, что STK Grupp представила горуправе Палдиски проект НПЗ мощностью 3 млн тонн в год, и управа тоже инициировала исследование влияния на окружающую среду.
Любопытно, что STK Grupp была зарегистрирована для выполнения работ ремонту лодок. Это малое предприятие с капиталом менее трех тысяч евро, без недвижимости, с бесплатным почтовым ящиком на mail.ru. Согласно кредитному отчету в 2015 и 2014 годах у фирмы были платежные затруднения, сегодня у нее есть долг по налогам или неподанные декларации. Имущества нет.
Два НПЗ в Силламяэ
Перерабатывать нефть в Эстонии - это популярная идея. И хотели этим заниматься еще две другие фирмы, но уже в Силламяэ.
STK Group - не путать с STK Grupp из Палдиски - инициировала аналогичный проект в Силламяэском порту в июне 2014 года. Нефть в Силламяэ собирались доставлять танкерами.
"Это главная причина, почему не хотят инвестировать. Так как непонятно, как доставлять сырье. Если сырье уже в России загружено на танкер, то его можно выгрузить в любом порту. В Нидерландах, Германии есть крупные нефтеперарабатывающие заводы, и нет смысла заходить в Эстонию", - комментирует Вихман.
В марте 2014-го в Силламяэ состоялось обсуждение экспертной оценки о влиянии на окружающую среду НПЗ по проекту Jukonoil OÜ. В ноябре 2015-го между Jukonoil и Силламяэским портом был парафирован договор, согласно которому порт обязуется предоставить почти 70 га в аренду на 50 лет. В регистре недвижимости нет никаких записей о праве пользования Jukonoil. С тех пор ни на сайте, ни в реальности особых новостей о проекте нет.
Интересно, что такой же завод планировали с 2008 года построить в латвийском Даугавпилсе.
Итак, один и тот же сценарий. Некие посредники приходят с бизнес-идеями и обещаниями привлечь инвесторов, которые вложат сотни миллионов, но в итоге ничего не происходит. Самое простое объяснение - эти люди искренне планировали организовать большой бизнес. И второй вариант - смысл проектов может быть в банальном проводе каких-то денег, а не в производстве.
Все фирмы, инициировавшие проекты НПЗ, - неизвестно кто. Все эти фирмы вели какую-то подготовительную деятельность, то есть якобы занимались проектом и получали на него деньги. То есть несколько разных, не связанных друг с другом компаний, одновременно решили построить в разных концах Эстонии по НПЗ. И, кажется, никому нет дела даже до того, что проекты по существу просто мешают друг другу.
"Место расположения НПЗ - это предмет очень серьезной проработки и, конечно, это не бензоколонки, которые могут стоять на четырех углах перекрестка. И тут большой вопрос, нужен ли в Эстонии даже один такой завод. Рядом находится НПЗ Кириши в Ленинградской области. Мощность которого 17 млн тонн и который вполне загружен, куда приходит труба. Ниже, в 500 км от вас, находится Мажейкяйский завод, а еще на 400 км ниже - Новополоцкий завод. Ну этого более чем достаточно", - анализирует Гомберг.
В некоторых проектах возникают вопросы к репутации собственников и представителей. Например, одним из собственников STK Group является Анзор Пруидзе. Пруидзе был арестован в России в январе 2018 года. Сейчас он обвиняется в России в совершении 10 преступлений по статьям "Мошенничество", "Злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия" и "Легализация (отмывание) денежных средств в особо крупном размере".
Сложные схемы соевого завода в Мууга
А в прошлом году сообщили, что предприятие MPG AgroProduction OÜ построит комплекс для переработки масличных культур, в первую очередь сои. Да, снова соевый завод, только не в Силламяэ, а в порту Мууга!
Почему этот проект привлек внимание "Инсайта"? Во-первых, как и ранее, обещан очень дорогой производственный комплекс. Во-вторых, опять не видно реальных инвесторов, а есть только бизнес-консультант, который приведет желающих вложить деньги.
"Это минимум 200 миллионов инвестиций в экономику Эстонии, 300 рабочих мест, большой объем экспорта", - говорит Вихман.
Поначалу обещали в 2020-м запустить первую очередь, а в 2024-м выйти на полную мощность.
"Мы ранее сами озвучили дату - 2020 год, но это будет очень зависеть от того, сколько времени займет получение разрешений. Ни мы, ни инвестор ничего строить без разрешений не будем, конечно, - уточняет Вихман. - Конечный выгодополучатель эстонского предприятия - Вадим Карпезов, человек российского происхождения, живущий в Лондоне. Представитель инвесторов - лондонский консультант Стивен Хокни".
Однако согласно регистру собственник фирмы - кипрская компания. А реальный выгодополучатель не Карпезов, а Роман Артемьев из Великобритании. Это бывший начальник управления по связям с общественностью "Роспром-ЮКОС". В британской фирме Карпезова как связанные лица фигурируют Рамиль Бурганов и Андрей Леонович. Бурганов был управделами ЗАО "ЮКОС ЭП", а Леонович - казначеем компании "ЮКОС".
"Инсайт" спросил у Карпезова, будут ли инвесторами бывшие сотрудники "ЮКОСа", но ответа так и не получил.
Еще вопрос: почему Таллинн? Большинство таких производств организованы поближе к сырью: в США, Аргентине, Индии, Китае, России. С этим, кстати, в какой-то мере согласен и Вихман.
"Обычно маслоэкстракционный завод строят все же по двум принципам: либо там, где есть большой рынок, а у нас его нет, увы. Либо там, где есть в нужном количестве сырье для переработки, - говорит Вихман. - В Таллинне будут перерабатывать преимущественно сою из Южной Америки и, возможно, рапс. Если возможно, то преимущественно местный, но не только из Эстонии, но из стран Балтии".
В Палдиски был завод по производству биодизеля из рапса, и он обанкротился. Но Вихман парирует, что производство пищевого масла - это совсем другое.
Такой же соевый завод был запланирован еще и в порту Лиепая латвийской фирмой того же Карпезова. Руководитель MPG Agroproduction ответил, что просто этот проект переехал в Таллинн.
"Мне сложно комментировать, почему у Лиепаи не получилось. Наша цель, естественно, в том, что получить проект к себе", - комментирует Вихман.
Время покажет, появится ли соевый завод мощностью в полтора миллиона тонн. А если говорить об остальных недостроях, то может дело в том, что Эстония - это просто могильник больших проектов, где людям не везет. А может быть "инвесторы" злоупотребляли доверием эстонских партнеров, решая при этом свои задачи.
Редактор: Виктор Сольц
Источник: "Инсайт" (ETV+)