Рауль Ребане: маленькими шагами к Великому безмолвию
Рауль Ребане анализирует выборы новых членов совета национальной телерадиовещательной корпорации и рекомендует президенту Эстонии постирать свитер с надписью "Слово должно быть свободным!", потому что он снова может пригодиться.
На позапрошлой неделе в Финляндии была опубликована статья, в которой Ханна Вирккунен из ЮНЕСКО и Ярмо Мякеля из "Репортеров без границ" прямо спросили, как долго у нас останется свободная пресса? По их мнению, ей угрожают правящие политики и ситуация в экономике. Ситуация становится очень сложной, когда государственные власти хотят получить и власть над СМИ.
В качестве самого плохого примера они приводят Венгрию, где использованием налоговых средств, искаженного толкования законов и проправительственных бизнесменов разностороннее медийное пространство превратили в рупор правящих политиков.
В индексе свободы прессы Венгрия уже опустилась на 89-е место в мире, войдя в число стран с полностью контролируемыми СМИ. Эстония занимает намного более высокое 14-е место, но не знаю, надолго ли.
Над медийным пространством сгустились тучи, пресса находится под ударом. Неприятный инцидент произошел в четверг на позапрошлой неделе, когда парламентская комиссия по культуре выбрала новых членов совета общественной телерадиовещательной корпорации на места в совете, зарезервированные для специалистов. Выбранными оказались люди, из которых только Прийт Хыбемяги квалифицируется в качестве эксперта по СМИ. Средства массовой информации - очень специфическая сфера. Покупка градусника еще не делает человека врачом, а просмотр телевидения - специалистом по телерадиовещанию. Но их все равно выбрали из большого числа кандидатов, которые на самом деле являются профессионалами.
Сразу возникли протесты, потому что и сам выбор, и его процедура зажгли тревожный огонек, который не погаснет.
Партии Isamaa пришлось пойти на прозрачный шаг, заменив в комиссии по культуре Викторию Ладынскую-Кубитс на Свена Сестера, который проголосовал как надо. Замена была совершена из-за того, что Ладынская-Кубитс была не согласна с фактическим назначением кандидатов в совет. Вечером после решения комиссии было грустно смотреть интервью ее председателя Ааду Муста телеканалу ETV, в котором он пытался как-то оправдать это назначение, но было ясно, что ему неловко.
И должно было быть, потому что если не играет роли профессионализм, то ее играет что-то еще, и это что-то - мировоззренческая, политическая надежность. Это стало решающим в нынешнем выборе.
Произошедшее 7 марта содержит в себе также существенную информацию на будущее. Выделю пару пунктов.
Принципы выборов в совет телерадиовещательной корпорации - политическая кухня. Многие партии рассматривают выделенное им место в этом совете совершенно однозначно - как возможность попробовать протолкнуть политику своей партии в большем объеме на каналы ERR.
Вот как звучал комментарий политика EKRE и евродепутата Яака Мадисона: "Сегодня красивый солнечный день, в том числе и для совета Эстонской общественной телерадиовещательной корпорации, одним из членов которого назначается Пеэтер Эспак. Возможно, теперь это учреждение наконец будет иметь более нейтральный уклон". То же самое по сути сказал позднее и один из лидеров EKRE Мартин Хельме. Теперь даже не пытаются имитировать какие-то принципы свободной прессы; цель члена совета - обеспечивать уклон.
Рейн Ланг сказал 11 марта на радиостанции Kuku, что было бы абсурдно надеяться, что политики выберут в совет ERR экспертов, мировоззрение которых противоречит их собственному, и результат был ожидаемым. При этом он высмеял возможность того, что политики действовали бы на основании некоего высшего этического принципа. Разумеется, они действуют в соответствии с интересами своей партии. Довольно грустно, но, наверное, Ланг знает, о чем говорит, политический опыт у него очень большой.
Тем не менее, у избирателей может быть иллюзия, что не у всех политиков личная совесть заменена на партийную. Есть такая иллюзия и у меня. Но она скоро будет подвергнута проверке, когда представленных комиссией по культуре кандидатов будет утверждать пленарное заседание Рийгикогу, которое внесет ясность в вопрос о совести.
Если Ланг прав, то это означает, что, когда ситуация этого требует, в тот или иной совет могут назначить хоть дядю Хейно, назвав это политикой. Очень некрасиво.
7 марта также стало ясно, что борьбу за свободную прессу нельзя доверять политикам, ее все-таки должны вести сами журналисты. Айнар Рууссаар сказал в эфире радиостанции Kuku, что он убежден в силе эстонской прессы, которая не позволит диктовать себе условия.
Я бы не был так в этом уверен. Так думали и в Венгрии, и в других странах, и мы знаем результат. Там не просто диктовали условия, а начали идти небольшими шагами в сторону ограничения прав, пока не подошло Великое безмолвие. Оно там до сих пор. Хотим ли мы этого и в Эстонии?
Теперь мы лучше поймем, насколько сильный сигнал подает надпись на свитере президента Керсти Кальюлайд: "Слово должно быть свободным!". В свое время этот свитер сильно критиковали. Критиковать, конечно, безопаснее, чем надеть такой свитер и носить эту идею. Это касается и журналистов. Если этот свитер у президента сохранился, я рекомендую ей его постирать и приготовить, потому что вскоре он может снова пригодиться.
Редактор: Андрей Крашевский
Источник: Vikerraadio