Урва: в новом бизнес-плане Nordica отказалась от 12 прямых вылетов из Таллинна

Эстонский национальный авиаперевозчик Nordica ждет госпомощи от правительства, в противном случае компании грозит банкротство. В то же время разрешение Еврокомиссии на госпомощь запрещает агрессивное расширении авиакомпании, а бизнес-план больше не предусматривает открытие 12 направлений из Таллиннского аэропорта.
Об этом в интервью ERR заявил председатель правления Nordica Эрки Урва.
Правительство объяснило вам, почему решение о предоставлении государственной помощи Nordica до сих пор не принято, ведь уже получено разрешение Еврокомиссии?
Правительство это не обосновало, но решение было принято только на прошлой неделе.
Если получите госпомощь, то каковы будут первые шаги?
Госпомощь предназначена для покрытия ущерба, нанесенного кризисом. Прежде всего, мы будем восстанавливать структуру капитала компании, что позволит продолжать работу. Это и есть основная цель оказания государственной помощи.
С помощью этого покрывают убытки от невыполненных по контрактам заказов, таких как полеты по внутренним линиям Швеции?
По большей части это действительно так.
Министр экономики и инфраструктуры Таави Аас обосновал необходимость существования Nordica тем, что в чрезвычайных ситуациях государственная авиакомпания может запускать прямые рейсы из Таллинна. Можете ли вы запустить одну-две линии? Или ситуация не чрезвычайная?
Ситуация очень сложная. Многие страны фактически заблокированы. Кроме того, по прибытии из стран действуют карантинные требования. Осуществлять рейсы, как полгода назад, по-прежнему очень сложно. Конечно, мы внимательно следим за тем, что происходит на рынке. Если выяснится, что на какие-то маршруты есть спрос, но нет предложения, то мы готовы вмешаться.
Полностью ли возобновлены внутренние рейсы в Швеции?
Внутренние полеты Nordica в Швеции никогда не прерывалась. Изначально договор предусматривал 12 рейсов туда и обратно в неделю, теперь летаем три раза в неделю. Полетов очень мало, а загрузка самолетов составляет всего 20%, поэтому получить коммерческую выгоду здесь невозможно. Мы осуществляем авиаперевозки по субподряду для SAS, четыре самолета нашей дочерней компании летают в Скандинавии под их брендом. Количество этих вылетов также должно увеличиться в ближайшее время.
Сколько составляют ежемесячные убытки Nordica?
Мы не комментируем финансовые результаты до окончания периода.
Я не получил ответа на вопрос, планирует ли Nordica осуществлять прямые вылеты из Таллинна? Обязывает ли бизнес-план и разрешение на госпомощь летать из Таллинна?
В разрешении на госпомощь нет определенных обязательств что-то делать. Однако есть запреты. Но опять же, мы следим за тем, что происходит на рынке, и готовы к полетам. Мы также готовы продолжить спасательные полеты, так как многие страны закрыты. Если регулярные полеты запрещены, спасательные полеты для доставки людей домой по-прежнему разрешены.
Во вторник правительство вынесло решение, что лицам, прибывающим из стран с высокой распространенностью коронавируса, не нужно оставаться дома в самоизоляции, а можно пройти тест. Они могут пойти на работу. Это позволяет летать в командировки, например, в Стокгольм. Вы готовы открыть эту линию? Это единственный ключевой город среди соседних стран, куда нет прямого вылета из Таллинна.
Замена карантина тестированием действительно упростит жизнь. Но что касается ограничений на полеты, то странно, что если полеты из пункта A в пункт B запрещены, то через пункт C между этими двумя странами можно перемещаться без какого-либо карантина. Таким образом, ограничения на полеты не действуют, так как по-прежнему можно прилететь через третью страну.
Премьер-министр Юри Ратас также сказал, что предоставление помощи Nordica требует тщательного обсуждения. Если эти деньги не поступят, то компанию ждет банкротство?
Европейская комиссия одобрила поддержку Nordica. Двигаться дальше очень сложно, без посторонней помощи выжить трудно.
В мае в интервью ERR Таави Аас сказал, что бизнес-план предусматривает до 12 прямых рейсов из Таллинна. От этого плана в итоге отказались?
Бизнес-план изменился. Условия госпомощи, которые были представлены в начале и которые мы в итоге получили, отличаются.
Что это означает? Вам нельзя лететь прямо из Таллинна?
При получении госпомощи нам запрещено агрессивное расширение. Но мы этого и не планировали. У нас нет на это средств, даже при наличии государственной помощи. Прежние попытки агрессивного расширения в Эстонии не увенчались успехом (Estonian Air - ред.). В наших интересах сохранить устойчивость всей нашей группы и вернуться к докризисной ситуации.
Итак, бизнес-план изменился: прямых рейсов из Таллинна не будет, и вы продолжаете использовать прежнюю модель - авиаперевозки по субподряду для других компаний?
Я не сказал, что прямых рейсов не будет, но я не буду комментировать конкретные пункты бизнес-плана, пусть сначала правительство примет решение. Государство поставило перед нами задачу - при необходимости быть готовыми осуществлять прямые рейсы из Таллинна. Если возникнет необходимость, то сразу начнем летать.
Кто принимает решение о возникновении потребности, государство по приказу министра или сама Nordica?
В реальной экономике невозможно, чтобы даже принадлежащей на 100% госкомпании кто-то указывал, куда лететь. Как собственник, государство определяет свои ожидания через стратегию компании, но решения принимаются в зависимости от ситуации, поскольку это должно быть выгодно компании.
На сколько хватит средств государственной помощи, если ваша цель - восстановить текущую бизнес-модель?
Я не буду это комментировать.
Дайте, пожалуйста, прогноз, появятся ли у Nordica прямые вылеты из Таллинна в этом году?
Я не занимаюсь гаданием.
Редактор: Дина Малова