"АК+": чего ждать русскоязычным избирателям от предвыборной гонки?
Выборы в Рийгикогу не за горами и битва за сердца избирателей набирает обороты. Доживет ли до выборов нынешняя коалиция и кому на руку бесконечное педалирование русского вопроса?
Осенняя сессия парламента стартовала. Впереди несколько важных голосований, в том числе по бюджету. Все острее встает вопрос: насколько жизнеспособной останется коалиция до парламентских выборов, передает в воскресенье, 16 сентября, аналитическая передача ETV+ "Актуальная камера+".
Автор сюжета предлагает начать с языка цифры. Осенью 2016, когда был подписан коалиционный договор между центристами, соцдемами и отечественниками, у этих партий на троих было 56 голосов в парламенте. Сейчас - 51, минимальное большинство. За 2 года правительство по разным причинам покинули 8 министров. Активизировались перебежчики - центрист-экреист Пеэтер Эрнитс и отечественник-реформист Марко Михкельсон. Кто-то просто ушел, как Ольга Иванова и Урве Пало. В общем, штормит. Но коалиционный корабль вряд ли потонет до мартовских выборов, полагает журналист "АК+".
"Я не думаю, что коалиции или оппозиции нужна какая-то нестабильность, - рассказывает политолог Пеэтер Тайм. - Все будут бросать свои силы на избирательную кампанию и создание непонятных ситуаций не в интересах ни одной, ни другой стороны".
"Некоторые важные законопроекты парламент сможет принять, - считает Кристен Михал из Партии реформ. - Ну а более или менее спорные просто не поступят в большой зал. Да и депутаты перед выборами начнут разъезжаться по регионам. Будут ли еще перебежчики? Уверен, что обязательно будут!"
Партийные рейтинги для коалиции неутешительны - 43 процента на троих против 46 у оппозиции. При этом слабым звеном могут стать отечественники, рейтинг которых колеблется в опасной зоне вылета из высшей лиги эстонской политики. В такой ситуации, когда партия загнана в угол, нельзя исключать резких движений. Например, шагов или лозунгов, которые могут отпугнуть партнеров. На этой неделе, как писал rus.err.ee, именно отечественики инициировали обсуждение вопроса русских школ и пойдут на выборы с лозунгом о переходе на образование только на эстонском. Может, ли эта или другая тема обострить ситуацию в коалиции и отечественники вздумают хлопнуть дверью?
"Я не думаю, что от нас следует ожидать демарша или решений, что мы можем покинуть коалицию", - признается Виктория Ладынская из "Отечества".
В ком больше уверены центристы - в социал-демократах или отечественниках?
"В политике до конца уверенным быть сложно, - объясняет Яанус Карилайд из Центристской партии. - Когда-то президент США Билл Клинтон сказал: "Самый лояльный партнер в политике для меня - моя собака". Это большое искусство - придерживаться политических соглашений и компромиссов.
А вот, кто стал действовать бескомпромиссно, - так это консерваторы. Оттолкнувшись от задержания на прошлой неделе подозреваемого в госизмене майора Сил обороны Дениса Метсаваса, лидер EKRE Март Хельме решил не сдерживать себя в высшем законодательном органе власти Эстонии и спросил у премьера Юри Ратаса, считает ли он опасным назначения русскоязычных людей на должности в органах госбезопасности.
"Опять этот русский вопрос, - продолжает Тайм. - Знаете, КаПо вообще хорошо работает, но тут она в политическом плане словно подыграла именно тем силам, которые хотят использовать эту русскую карту. Честно говоря, думал, что с каждым годом как-то должна эта тема отходить на задний план. Но так, как он сейчас поднялся за последние две недели, меня это честно говоря немного пугает".
Известные политики-неэстонцы Виктория Ладынская и Евгений Осиновский не могут не воспринимать атаку консерваторов в том числе и в свой адрес. Говоря о выпаде EKRE они тщательно подбирают слова.
"Я нехорошо отношусь к тому, когда поднимается вопрос о том, что надо недопускать до определенных постов на основании крови или на основании национальности к определенным постам", - говорит Ладынская.
"Думаю, и в этот раз часть партий будут пытаться вновь противопоставлять эстоноязычное и русскоязычное население страны, нет никакого основания предполагать, что это не продолжится, боюсь, что риторика даже ужесточится", - продолжает Осиновский.
А вот уроженец Таллинна, реформист Кристен Михал, которого этническое профилирование от Хельме в случае чего затронет вряд ли, говорит на эту тему вполне вольготно и расковано.
"Если говорить об этих дебатах, то, знаете, центристы и консерваторы не до конца откровенны, мне кажется, - говорит Михал. - У одних договор с "Единой Россией", другие по-прежнему хотят выйти из Европейского союза, претворяя в жизнь кремлёвский нарратив. На мой взгляд, это, скорее, показательное противостояние, чем реальный конфликт между политическими силами".
На прошлой неделе вице-председатель центристов Яанус Карилайд заявил, что партия готова к сотрудничеству с EKRE. Теперь он оправдывается и говорит, что журналисты его не так поняли и неверно интерпретировали слова.
"Своими высказываниями консерваторы снижают такую возможность. Кто с кем будет в коалиции, выяснится после результатов парламентских выборов. Для меня консерваторы и реформисты - одного поля ягоды. Сегодня я бы никого из них не предпочел", - говорит Карилайд.
"Центристы не смогут создать коалицию, в которой отсутствуют одновременно и реформисты и EKRE, - уверен политолог Тынис Саартс. - Партия реформ не сможет создать коалицию, в которой одновременно отсутствуют и центристы, и EKRE. Ситуации, когда ты сможешь создать правительство только с удобными партнерами без своего главного соперника или без EKRE, как это было возможно до сих пор, такой возможности больше не будет".
В сентябре 2015 года поддержка EKRE была на уровне 6 процентов, к августу этого года - выросла более чем в три раза. Ключевыми могут стать сентябрьские партийные рейтинги - как граждане Эстонии отнесутся к атаке на одну треть жителей страны? Говоря о будущих тенденциях, политолог Тынис Саартс опроверг расхожее мнение тех, кто считает, что ультрарадикальные популисты, попав в правительство, что называется обтешутся. Скорее наоборот.
"Очень велик риск того, что радикальная партия не будет равняться на мэйн-стримовские партии и становиться более умеренной, - говорит Саартс. - Наоборот - крупные партии будут равняться на радикалов и сами становиться более радикальными. Этот сценарий наблюдался в посткоммунистических странах. Это мы видели в Венгрии, Польше, Чехии и Словакии. Основной вопрос: будет ли следующей Эстония?"
Редактор: Сергей Михайлов