Статья опубликована более пяти лет назад и находится в архиве, который ERR не обновляет.

Два худших решения для Европы – это брексит и возвращение санкций против Ирана

{{1533896820000 | amCalendar}}

Вопросы брексита, политики Трампа и отношений между ЕС и США обсудили участники дискуссии, организованной "Радио 4" на площадке ERR на Фестивале мнений в Пайде.

В обсуждении участвовали депутаты Европейского парламента Яна Тоом, Урмас Паэт, а также политолог, профессор Тартуского университета Вячеслав Морозов. Ведущие – Андриан Череменин и Елизавета Тустановская.

Ораторы сошлись во мнении, что брексит и решение президента США Дональда Трампа ввести санкции в отношении Ирана – это были два худших решения за последнее время.

Великобритания выйдет из ЕС в рассрочку?

Политолог Вячеслав Морозов считает, что переговоры по брекситу затянутся, но в последний момент будет достигнуто рамочное соглашение, которое позволит выйти из ЕС. Речь идет о выплате Великобританией ЕС 40 млрд евро. "ЕС будет настаивать на этом. Возможно, этот платеж будет рассрочен, то есть Великобритания выйдет из ЕС в рассрочку", – сказал политолог.

Как отметила евродепутат Яна Тоом, ЕС рассматривает брексит как развод, а Великобритания – как освобождение с возможностью гульнуть на стороне. "Однако ни одного хорошего варианта я не вижу", – сказала она.

Депутат Европарламента Урмас Паэт пояснил, что сами основы для проведения референдума два года назад были неправильные. "Было слишком много иллюзий. Сейчас с каждой неделей появляется все больше реализма, общество отрезвляется. Никто не знает, что будет после брексита".

Если говорить о возможности проведения повторного референдума, политолог Вячеслав Морозов уверен, что сейчас агитировать людей будет некому, да и правительству Терезы Мэй это не на руку.

Урмас Паэт добавил, что в политическом плане новый референдум проводить не имеет смысла.

О последствиях выхода Великобритании из состава Евросоюза пока говорить рано, но участники дискуссии выразили уверенность, что обязательно будут достигнуты договоры, регулирующие спорные вопросы.

Яна Тоом подчеркнула, что международная программа обмена студентами Erasmus останется и сотрудничество будет продолжаться.

В ЕС нет единства, ему трудно противостоять Трампу

Решение Дональна Трампа ввести санкции в отношении Ирана негативно скажется на отношениях между ЕС и США, на ситуации на Ближнем Востоке, на политике Ирана и на его отношениях с Западом. Европейские компании уже сообщили, что выходят из сделок с Ираном.

Политолог Вячеслав Морозов высказал предположение, что это решение может привести к тому, что Иран вернется к ядерной программе.

Яна Тоом отметила: "Решение США может привести к гонке вооружений Ирана. Улыбки Трампа ничего не значат, а договоренности могут быть нарушены завтра. Ведь то, что было сделано Бараком Обамой это плохо, а то что делает он — хорошо. Трамп подвергает риску всю планету".

Урмас Паэт добавил, что европейские компании, которые имеют отношения с США, не будут вести дела с Ираном. "В первую очередь, это европейские банки, которые уже не раз страдали из-за каких-то нарушений санкций США".

Все трое ораторов высказались за то, что Европе необходимо пытаться стабилизировать отношения с США, насколько это возможно, так как не исключено, что канцелярия Дональда Трампа останется на второй срок. Однако Евросоюз должен и сам принимать решения.

Урмас Паэт считает, что необходимо развивать европейский оборонительный союз.

Между тем политолог Вячеслав Морозов уверен, что европейскому оборонительному союзу не сравниться с НАТО, а евродепутат Яна Тоом напомнила об отсутствии единства в ЕС. "Выбор американского народа на президентских выборах соспоставим с брекситом. Внутри ЕС нет единства, ему трудно реагировать на вызовы современности в лице Трампа", – добавила Тоом.

Миграция – главная тема на грядущих выборах

В вопросе будущего Шенгенской зоны все участники дискуссии были едины – Шенген останется.

"Беженцев прибывает все меньше, но проблема миграции будет всегда", – сказала Яна Тоом

По словам Паэта, для решения этой проблемы ЕС надо заключать договоры, наподобие имеющегося с Турцией, со странами Северной Африки. "Платить им, чтобы беженцы могли там жить, ходить в школу", – отметил Паэт.

Яна Тоом парировала ему в ответ, что сделки с Турцией – это ящик Пандоры.

Редактор: Ирина Киреева

Hea lugeja, näeme et kasutate vanemat brauseri versiooni või vähelevinud brauserit.

Parema ja terviklikuma kasutajakogemuse tagamiseks soovitame alla laadida uusim versioon mõnest meie toetatud brauserist: