"Инсайт" о коррупционном скандале в Кохтла-Ярве: шансы на возмещение ущерба призрачны
Коррупционный скандал в Кохтла-Ярве длится уже более девяти лет, а городу всё ещё не удалось добиться возмещения ущерба. Власти утверждают, что делается всё возможное, а оппозиция обвиняет мэра Людмилу Янченко в затягивании процесса и требует её отставки.
Весной 2009-го в отношении тогдашних мэра и вице-мэра Кохтла-Ярве Евгения Соловьёва и Юри Колло было начато расследование, которое длилось три года. Окончательную точку в уголовном деле Государственный суд поставил только в 2016 году, сообщает выходящая на телеканале ETV+ программа журналистских расследований "Инсайт".
После этого решения, подтвердившего вину Соловьёва, градоначальнику пришлось по закону уйти в отставку. В сентябре 2016-го пост Соловьёва заняла Людмила Янченко, до этого долгие годы работавшая в команде бывшего мэра.
Согласно решению Госсуда, Соловьёв и Колло не были обязаны компенсировать нанесенный городу материальный ущерб. Однако суд посчитал, что с требованием возместить ущерб в рамках гражданского иска может обратиться мэрия.
"После того, как меня избрали мэром, начались поиски, естественно, адвокатского бюро, которое могло бы заняться этим вопросом", - говорит Янченко.
Найти адвоката в сжатые сроки не удалось, по словам Янченко, в первую очередь из-за сложности дела.
Автор:ERR. Людмила Янченко.
"Нужно всё-таки было искать адвоката, который является членом коллегии адвокатов, чтобы это всё-таки была солидная фирма", - подчеркивает Янченко.
В итоге выбор пал на небольшое, с тремя работниками в штате, адвокатское бюро Normann ja Partnerid - фирму без сайта и с годовым доходом от продаж в 40-50 тысяч евро, что в разы меньше, чем у многих адвокатских бюро.
Так почему же выбор пал именно на это бюро?
"Скажу честно, что многие, узнав о чём идёт речь, сразу говорили, что не хотят заниматься этим вопросом, - отвечает Янченко. - Да, и представители Normann ja Partnerid не сразу дали согласие. Они сначала сделали анализ, есть ли вообще перспектива в этом деле".
Тактика затягивания
Правовой анализ был готов к концу 2016 года. С конца сентября, когда Янченко приступила к поиску юристов, прошло почти три месяца. При этом, по мнению суда, последний срок обращения с жалобой истёк уже в ноябре.
"Инсайт".Автор: ERR
По словам юриста Виталия Деникина, обычно правовой анализ, если предоставлены все необходимые материалы, у адвокатского бюро занимает не более двух месяцев.
Янченко продолжает ссылаться на сложность дела и большой объем материалов, которые необходимо было изучить.
"Адвокатское бюро сделало анализ и выявило, что иск можно предъявить только к бывшему мэру, остальные фигуранты дела либо не получили обвинения, либо, как в случае с Колло, уже истек срок исковой давности", - говорит Янченко.
Это значит, что из миллиона евро, который упоминался в уголовном деле, по оценке юриста, перспективно пытаться востребовать только 200 тысяч евро, которые связаны непосредственно с Соловьёвым.
"И Соловьёв и Колло являются преступниками, способствовавшими тому, чтобы из городской казны пропало более миллиона евро. Более 800 тысяч мы уже проспали и движемся к тому, чтобы и оставшиеся 200 тысяч тоже проспать", - возмущается оппозиционный депутат горсобрания Кохтла-Ярве Эдуард Одинец.
После составления юридического анализа процесс не ускорился. Договор с фирмой заключили только к середине апреля 2017-го, а ещё пять месяцев спустя, 19 сентября, город наконец сообщил бюро о намерении обратиться в суд.
К этому моменту приговор Соловьёву уже год как вступил в силу. Оппозиция решила, что процесс намеренно затягивают.
"Уверен, что в затягивании всего этого дела виновата в первую очередь нынешний мэр, в руках которой все рычаги в этом вопросе", - говорит Одинец.
Административный суд иск отклонил
Чтобы обратиться в суд, нанятые городом юристы собирались с силами еще порядка восьми месяцев. Мэр города утверждает, что юристов постоянно поторапливала и даже угрожала расторгнуть договор.
Документы достигли суда почти два года спустя после вынесения Соловьеву приговора. Суд их отклонил. Формально из-за нарушения порядка делопроизводства, фактически - потому что истёк срок подачи жалобы. При этом счёт за услуги адвокатского бюро на сегодняшний день уже превысил 10 тысяч евро.
Юрист, нанятый городом, уверен, что на самом деле сроки обращения в суд не истекли. Ведь город подал жалобу на физическое лицо, а значит срок подачи обращения не три месяца, а три года.
"Сейчас мы предъявляем иск не к мэру, а к бывшему мэру, как к гражданскому лицу", - поясняет Янченко.
Административный суд с таким подходом не согласен. "Ущерб был предположительно нанесён потому, что он в роли мэра не исполнил какие-то свои обязанности, исполнил их не корректно. Исходя из этого Тартуский административный суд заключил, что это дело необходимо рассматривать как возмещение ущерба, причинённого чиновником", - отмечает представитель административного суда Кристьян Сийгур.
А если речь идет о чиновнике, то на него распространяется не закон о трудовом договоре, а закон о публичной службе. Это в свою очередь означает, что все сроки уже давно упущены. Просто потому, что ущерб был нанесён в промежутке с 2006 по 2009 год.
"Если смотреть как закон об общественной службе, так и кодекс административного делопроизводства, в обоих говорится о том, что востребовать компенсацию ущерба причинённого чиновником можно максимально в течение трех лет после совершения деяния", - добавляет Сийгур.
Значит срок востребования истёк ещё в 2012 году, когда Соловьёв всё ещё был мэром города.
"Вся тогдашняя коалиция Центристской партии в нашем городском собрании стояла стеной за его спиной", - комментирует Одинец.
"Да, действительно, сейчас основная проблема - это сроки давности, каким образом суд посмотрит на это, - подчеркивает юрист Деникин. - Как-то всё очень запущено, и, наверное, никакой ответственности никто опять не понесёт".
Янченко: причина нападок - нынешняя предвыборная кампания
Несмотря на чёткую позицию суда, Кохтла-Ярве продолжает доверять нанятому юристу, а обвинения оппозиционера Одинца списывает на политические интриги.
"Причиной, конечно, является, естественно, нынешняя предвыборная кампания", - считает Янченко.
Действительно, Одинец собирается баллотироваться в Рийгикогу, но едва ли грядущими выборами можно объяснить точку зрения административного суда.
Кохтла-Ярве. Автор: ERR
"Инсайту" кажется, что Кохтла-Ярве вряд ли удастся вернуть свои деньги. Даже если окружной суд, куда теперь отправлено дело, встанет на сторону города, это не будет гарантировать успешного исхода всего дела.
"В этом случае требование подробно изучаться. Обосновано ли оно, его размер, есть ли какие-то обстоятельства, которые требуют уменьшить его размер и так далее", - отмечает Сийгур.
"Процесс затягивается и уже превращается в настоящий фарс. Мне, если честно, совсем не верится в то, что хотя бы 200 тысяч город получит обратно", - говорит Одинец.
Иными словами, даже в случае победы в суде, город может получить лишь небольшую часть потерянных денег. При этом важно помнить, что при любом исходе дела услуги юриста за годы разбирательств городу всё же придётся оплатить.
"Практика административных судов такова, что даже в случае если человек проигрывает дело, а город выигрывает, расходы на юридическую помощь в пользу города не взыскиваются", - подчеркивает Сийгур.
Редактор: Виктор Сольц
Источник: "Инсайт" (ETV+)