В Эстонии не хватает логопедов как для детей, так и для взрослых
Доступность логопедической помощи во многих местах Эстонии достаточно скромная, а в некоторых сельских районах такие специалисты вообще отсутствуют. При этом не хватает логопедов как для детей, так и для взрослых. Министерство образования надеется решить эту проблему за счет дополнительного финансирования для школьных опорных специалистов и увеличения приема в вузы.
По словам члена правления Объединения логопедов Эстонии логопеда Северо-Эстонского реабилитационного центра Анники Сууркюла, нехватка логопедов возникла во время экономического кризиса, когда в Таллинне в первую очередь сократили или самих опорных специалистов, или их нагрузку. Так как зарплата в любом случае была небольшой, снижение заработной платы на 20-30% вызвало профессиональную эмиграцию. То же самое произошло в системе здравоохранения, где были снижены цены на услуги и зарплаты логопедов, рассказала ERR Анника Сууркюла.
Несомненно, по словам Сууркюла, требуются и русскоязычные логопеды, которых в настоящее время не обучают в Эстонии.
Логопедов также не хватает в больницах и реабилитационных центрах.
"По-прежнему, очень мало работающих со взрослыми логопедов. В настоящее время, к сожалению, если у взрослого человека возникает такое речевое расстройство как афазия, вызванное инсультом, он остаётся наедине со своей проблемой, если не живет в большом городе", - сказала Сууркюла, по словам которой, во многом в этом виновата и низкая заработная плата, предлагаемая в системе здравоохранения логопедам.
При этом свою роль в возникновении дефицита логопедов сыграли и изменения в системе образования. Сууркюла отметила, что доля так называемых тяжелых детей в обычных детских садах и обычных группах постоянно растет, а число специальных групп - уменьшается.
Её слова подтверждают и данные Министерства образования. Если в 2008 году доля детей с особыми образовательными потребностями в детских садах и яслях составляла 7,6%, то к 2013 году это число увеличилось до 15,9%, а по предварительным данным за предыдущий год - уже до 22,8%. Это требует и большего объема логопедических услуг в детском саду.
"Эта проблема не так критична в Тарту, потому что местное самоуправление поддерживает наличие логопедов в детском саду", - сказала она и отметила, что в Тарту есть и студенты, которые остаются после окончания вуза там работать, но и в Тарту нет достаточного числа логопедов с достаточной нагрузкой.
В Таллинне же действительно трудно найти логопеда, хотя Сууркюла отметила, что там стараются поддерживать специальные группы, а город финансирует Таллиннский учебный консультативный центр.
Министерство образования и Министерство социальных дел пытались предложить какие-либо решения, но, по словам представителя Объединения логопедов, главная проблема в отсутствии целостностной и единой системы.
В качестве еще одного фактора, способствующего нехватке логопедов, Сууркюла подчеркнула расширение сферы деятельности логопедов, которые теперь также участвуют в лечении расстройств при глотании.
Одного приема у логопеда недостаточно
Сууркюла отметила, что в случае дошкольников недостаточно проводимой раз в год консультации логопеда. Цель таких консультаций — сообщить родителю о проблеме и о том, как помочь ребенку. В целом, однако, логопедическая терапия является долгосрочной и систематической и подразумевает не только упражнения с голосом и разговорной речью.
Она привела пример - для формирования фразы "кот пьет молоко", мозг должен знать, кто или что такое молоко, что значит пить, как нужно произносить эти слова, как составить предложение их этих слов так, чтобы другие его поняли. Если где-то в этой системе есть ошибка, предложение не получается и логопед должен сначала определить, где возникает ошибка, а затем попытаться ее исправить.
Логопеды хотели бы установления на госуровне минимальной оплаты
По словам логопедов, решению проблемы с нехваткой специалистов могло бы помочь повышение зарплаты.
"У логопедов может быть определенный на государственном уровне минимум в каждой системе. В настоящее время ситуация такова, что в системе здравоохранения нет никакого минимума, руководители больниц платят зарплату, какую они считают правильной, и в некоторых случаях она намного ниже средней", - отметила Сууркюла.
В системе образования, по её словам, ситуация в некоторых муниципалитетах лучше, и логопеды либо заключают коллективный договор, либо там действует минимум для педагогов, хотя минимум - это не совсем то, чего хочет опытный специалист, но эта инициатива, все-таки, хорошая.
То, что государство начнет решать проблему нехватки логопедов с помощью массового обучения, Сууркюла не считает целесообразным. По ее мнению, лучшее решение – увеличение приема в магистратуру. "В настоящее время происходит так, что государство обучает, но оно не может создать рабочее место, где этот высокообразованный выпускник хотел бы работать", - сказала она.
Кроме того, чтобы уменьшить дублирование работы должны быть пересмотрены существующие системы. Например, чтобы спланировать терапию, каждый логопед проводит свое исследование, потому что обмен информацией не работает, и логопед одного учреждения не видит, что сделал логопед другого учреждения.
Потребность в ближайшие годы: 25 дополнительных логопедов в год
По данным Министерства образования, в прошлом году в эстонских детских садах работали 354 логопеда, но это число также включает тех, чья работа была временно приостановлена. В 2017/2018 годах в общеобразовательных школах работали 248 логопедов.
Единственным университетом в Эстонии, который обучает логопедов, является Тартуский университет, специализирующийся на логопедии на уровне магистратуры.
По словам специалиста отдела коммуникации Министерства образования Ингара Дуболазова, планирование мест обучения основано на прогнозе потребности в рабочей силе, а также на том, сколько нужно в последующие годы опорных специалистов, исходя из изложенной в отчете OSKA по образованию и науке потребности по образованию и науке.
Согласно этому отчету, каждый год с 2018 по 2025 год требуется более 75 опорных специалистов, в том числе 25 логопедов.
Редактор: Надежда Берсенёва