Йыкс и Хяргинен: недостаточную готовность чрезвычайным положением не исправишь

Если для получения необходимых для борьбы с эпидемией коронавируса средств потребовалось ввести чрезвычайное положение, то из этого следует, что Эстония была не готова к эпидемии, считают Аллар Йыкс и Кадри Хяргинен из адвокатской конторы Sorainen.
В последние дни все громче звучали требования к государствам принимать решительные меры для борьбы с распространением коронавируса и объявить чрезвычайное положение. Еврокомиссар по вопросам здравоохранения и безопасности продуктов питания Стелла Кириакидис 10 марта назвала сверхбыстрое распространение вируса Covid-19 чрезвычайной ситуацией в сфере здравоохранения.
Помимо Италии и Литвы, чрезвычайное положение к среде объявили американские штаты Калифорния и Нью-Йорк, также указав, что объявление чрезвычайного положения поможет оперативно реагировать на ситуацию и обеспечить необходимые медкаменты.
В Эстонии ответы по поводу введения чрезвычайного положения должны были давать и Министерство внутренних дел, и Департамент здоровья, которые на тот момент отрицали необходимость такого шага.
Одно из обоснований необходимости чрезвычайного положения - желание закупать средства защиты и лекарства без бюрократии, связанной с конкурсами на размещение госзаказа. Примером здесь является Литва, в которой введение чрезвычайного положения обосновали, в том числе, необходимостью использовать государственные резервы и совершать закупки без публичной конкурсной процедуры.
Система здравоохранения не готова к эпидемии
Если для получения необходимых для борьбы с эпидемией коронавируса средств потребовалось ввести чрезвычайное положение, то из этого следует, что Эстония была не готова к эпидемии. Закон о чрезвычайных ситуациях обязывает Департамент здоровья составить анализ рисков эпидемии и план действий в чрезвычайной эпидемической ситуации. Такого плана найти не удалось, а анализ риск составили семь лет назад*.
В результате было "к удивлению" обнаружено, что в Эстонии не хватает первичных средств защиты и что в случае пандемии цепочки поставок лекарств и медицинских принадлежностей могут нарушиться.
Сейчас не самый важный вопрос, вызвано ли отсутствие плана на случай чрезвычайной ситуации и устаревший анализ рисков должностной небрежностью и кто несет за это ответственность. Следует задаться вопросом, можно ли введением чрезвычайного положения устранить недостатки, допущенные в подготовке к кризису?
Чрезвычайное положение не позволяет избежать конкурсов
В то же время чрезвычайное положение не дает права приступить к закупке лекарств и прочих принадлежностей без организации конкурса.
"Золотое правило" конкурсов госзакупок заключается в том, что причиной, по которой возникает потребность закупать у предприятий напрямую, не может быть прошлая небрежность или глупость организатора закупок. Например, в ситуации, когда Министерство социальных дел не предусмотрело своевременное обновление или пополнение запасов для обеспечения деятельности сферы здравоохранения.
Во время кризиса такое решение может показаться несправедливым, но система государственных заказов задумана таким образом, чтобы деньги налогоплательщиков всегда и в любой ситуации использовались прозрачно, а государство всегда было бы вынуждено думать наперед и планировать свои закупки заранее.
В законе нет никаких исключений, которые позволили бы государству отказаться от организации конкурсов госзакупок. Кроме того, Эстония не может сама создавать эти правила, потому что правила госзакупок диктует Европейский союз. При необходимости, на конкурсах госзакупок можно использовать сокращенные процедурные сроки, чтобы получить результат быстрее, но от самой процедуры отказаться нельзя.
Если объективно нет возможности купить лекарства, средства защиты или прочие принадлежности более чем у одного поставщика и обращение к одному поставщику не вызвано ранее совершенной ошибкой (плохим планированием) заказчика, то такой договор можно заключить без объявления конкурса путем переговоров в рамках процедуры госзаказа.
В ситуации, когда госучреждения теперь готовятся к усугублению кризиса с коронавирусом, уже должны быть проверены все запасы и, при необходимости, инициированы новые конкурсы для пополнения запасов.
Хотя в новостях из Литвы указывается, что литовское право якобы позволяет не проводить конкурсы госзаказа в условиях чрезвычайного положения, соответствующий литовский департамент это не подтверждает. Департамент по проведению конкурсов госзаказа Литвы опубликовал указания всем учреждениям, осуществляющим закупки в условиях кризиса, подчеркнув, что европейское законодательство в этой сфере не позволяет отказаться от проведения конкурсов. Точно так же обстоит дело и в Эстонии. Чрезвычайное положение не годится для того, чтобы исправлять с его помощью прежнюю небрежность государства.
* Комментарий Департамента здоровья: Департамент здоровья в 2018 году составил анализ рисков событий в сфере здравоохранения, оценив главные риски в сфере здравоохранения, вероятность их перерастания в чрезвычайную ситуацию и возможные последствия, а также готовность найти решение чрезвычайной ситуации. Анализ рисков - это методичная работа, которая помогает извлекать знания и делать выводы из произошедших событий, тем самым предотвращая их повторение, а также повысить готовность к возникновению возможных чрезвычайных ситуаций или смягчению их последствий. Департамент здоровья составил как анализ рисков эпидемии, так и план решения эпидемической чрезвычайной ситуации, но оба документа предназначены для служебного пользования, в связи с чем они не опубликованы на сайте Департамента здоровья.
** Статья бывшего канцлера права Аллара Йыкса и юриста Sorainen Кадри Хяргинен была опубликована на портале ERR.ee 11 марта.
Редактор: Андрей Крашевский