Глава концерна Tallink: эстонский туристический сектор не придет в себя и в 2021 году
Коронавирус нанес крайне болезненный удар по туристическому и гостиничному сектору. "Актуальная камера +" выясняла, как будет бизнес выживать в условиях новой реальности.
Весной, в период строжайших ограничений, руководство предприятия Amijami Sushi, состоящего из двух таллиннских суши-баров, столкнулось с нелегким выбором. Закрыть одно из двух кафе и сократить семь работников или уменьшить на треть зарплаты?
На общем собрании коллектива было принято решение оставить оба кафе и сократить зарплаты. Государство тоже помогло - все три месяца предприятие получало дотации по зарплате. Но основной рецепт выживания был все-таки в адаптации своей деятельности к нелегким условиям карантина. Оборот компании упал минимум вполовину, посетителей стало мало. Тогда собственники решили сделать акцент на доставку еды с помощью приложений Bolt и Wolt.
"Для любых, наверно, заведений, ресторанов, которые предлагают еду, не очень выгодно, так как они берут большой посреднический процент. Там порядка 25-30%. Когда на фоне того, что у тебя падают продажи, первые две недели порядка 50-60%, и ты еще должен платить фирмам-посредникам где-то 30%, было тяжко. Но делать было нечего, потому что структура бизнеса поменялась в этот период, и оттуда, с этих приложений шла основная работа. Мы плотно старались с ними сотрудничать. Это помогло нам держаться на плаву", - говорит совладелец суши-баров Amijami Sushi Станислав Костылев.
Не всем местам общепита удалось переориентироваться, поэтому некоторые рестораны и кафе, особенно, в центре Таллинне закрылись навсегда. Даже у всемирно известного ресторана быстрого обслуживания возникли существенные проблемы - c апреля у McDonald's 800 000 евро задолженности по налогам.
Директор столичной гостиницы: падение оборота - 100%
Комментировать многотысячные долги в McDonald's не стали. А вот закрытие трех гостиниц прокомментировала представитель гостиничного сектора Андра Пийрсалу.
Она директор гостиницы Palace, которая закрылась в марте. Фирма Tallinn Hotels, куда входили еще Savoy и Bern, была пущена под нож банкротного ликвидатора. 120 человек были сокращены, Savoy и Bern прекратили свою деятельность. Palace на этой неделе все же открылся, набрав команду из 20 бывших работников.
"Если мы говорим о 2009 годе, а я уже работала в гостиничном бизнесе, то тогда наши обороты падали по сравнению с предыдущим годом на 30-40%. И считалось, что отели испытывали серьезные трудности. Сегодня мы говорим о том, что падение нашего оборота составило 100%. В принципе, за три месяца весь год работы гостиничного бизнеса превратился в ноль", - подчеркивает Пийрсалу.
Многие крупные отели закрылись или планируют закрыться на долгосрочный ремонт. Таким образом, владельцы хотят снизить операционные расходы и использовать время простоя с пользой.
Проигравшим во всей этой коронавирусной истории оказался столичный туризм, потому что когда ограничения сняли, то регионы смогли заработать за счет местных туристов, а вот иностранные в столицу не вернулись.
Авторитетное издание Politico провело анализ туристического бизнеса европейских стран, выпустив статью под заголовком "Сезон зомби в туризме". Анализ показал, что наполняемость эстонских отелей в мае этого года составила лишь 5%. Самый большой показатель был у Греции - 26%, что в полтора раза больше, чем у следующих за ней Чехии и Швеции.
Летом наполняемость чуть подросла, увеличившись примерно до 20%. Но вот денег весной и летом из-за отсутствия туристов наши предпринимали не получили.
"Второй квартал был очень плачевным. Около 400 млн евро иностранные туристы нам не привезли. Это по сравнению с тем же периодом прошлого года. Третий квартал - июль, август, сентябрь - тоже очень зависит от туристов. Скорее всего, этому сектору придется очень тяжело", - комментирует cоветник по финансовой политике Министерства финансов Мадис Абен.
Министр финансов: выживут сильнейшие
На этой неделе концерн Tallink объявил о сокращении 2500 человек по всей Балтии, часть из которых составляют работники гостиниц компании, а часть - судовых экипажей. Треть работников, задействованных во всей туристической отрасли, скорее всего, должны будут в ближайшее время переквалифицироваться, прогнозируют в концерне.
"Эстонский туристический сектор обвалился. И нет никаких признаков того, что он придет в себя раньше следующего лета. И даже следующим летом он не придет в себя. Германия - хороший тому пример. Там дотации по зарплатам продлили до конца 2021 года. Это показывает, что даже такая большая и привлекательная страна, как Германия, не рассчитывает, что предприятия смогут справиться своими силами. Эстония находится в еще более сложном положении. У нас нет такого количества авиалиний. У нас вообще с этим тяжело. До кризиса сюда прилетали миллионы туристов из Азии, с других континентов. Много привозил их Finnair из Финляндии. На восстановление этих масштабов уйдут годы", - говорит председатель правления концерна Tallink Пааво Ныгене.
Однако дотаций по зарплатам, как это было весной, тем более в туристическом секторе, уже больше не будет. Правительство меняет логику господдержки и отдает некоторые секторы в "лапы" рыночной экономики. Выживет сильнейший. Ему и помогут.
"Предприятие должно выжить и работать. Это не значит, что в период кризиса оно не должно приспосабливаться. Наоборот, я не вижу никакой практической пользы от того, чтобы содержать компании, которые не могут выжить за счет своих доходов, на деньги налогоплательщиков", - подчеркивает министр финансов Мартин Хельме (EKRE).
Чтобы стимулировать внутреннее потребление в туристической отрасли, Хельме предлагает ввести систему ваучеров, которые выпустит государство и которые будут розданы как жителям Эстонии, так и иностранцам.
Редактор: Виктор Сольц