Свен Сестер о принятых экономических мерах: когда все делается быстро, могут быть и ошибки
Председатель экономической комиссии Рийгикогу Свен Сестер ("Отечество") отметил, что в условиях коронакризиса правящая коалиция должна была быстро принимать решения, поэтому могли возникнуть и ошибки. Также Сестер подчеркнул, что самая лучшая пенсионная политика - это политика экономики: чем выше экономика, тем выше пенсии.
- Объясните парадокс: политики принятые для спасения экономики правительством меры хвалят, а предприниматели ругают. Как так?
- Я думаю, что сейчас предприниматели не говорят о тех мерах, которые были предприняты на первом этапе. Думаю, что все стороны согласны: они были хороши. Сейчас вопрос в том, какие будут дополнительные шаги. Должно ли государство их делать, и если да - какие и куда? И здесь может возникать недопонимание или появляться разные сигналы. А на первом этапе государство быстро приняло решения на сумму порядка двух миллиардов и разные организации - KredEX, EAS и другие - начали работать.
Может быть, все не заработало так быстро, как того ожидали. Но свежий прогноз показал, что падение экономики, которое, по оценке ЦБ, могло составить 10%, оказался на уровне 5,5%. Учитывая, что средний спад в Европе будет 8% - исходя из этого, можно сказать, что возможно из первой волны мы выйдем лучше, чем ожидали.
- Прогноз, о котором вы заговорили, основан на двух допущениях: масштабного локдауна больше не будет и распространение вируса будет оставаться под контролем. Насколько можно верить в реальность этих двух допущений?
- Наверняка, те, кто делают прогнозы, не знают будущего. И это не только в Эстонии, а везде в мире. Посмотрите, такой ситуации, когда свободное государство с рыночной экономикой закрывало бы свои границы и вводились бы разные санкции - такого раньше никогда не было. В этом смысле аналитики правы: если не будет следующей волны, если новых политических ограничений не будет, то налогов поступит столько и так далее и так далее. А что политики решат, будет видно в ближайшее время.
- Вам не кажется, что транслируя только оптимистичный вариант, мы лукавим?
- Это не так. Аналитики говорят, что падение рынка будет, рост наших зарплат будет меньше, чем мы ожидали, доходы нашего государства будут меньше, чем мы ожидали. Уровень безработицы будет выше, чем мы ожидали. Так что оптимизма тут нет. Но мы уже знаем, что нам будет несколько легче, чем мы могли предположить, скажем, три месяца назад. А оптимизма в этом, конечно, нет.
- Как вы думаете, насколько экономический прогноз сегодня зависит от создания вакцины?
- Конечно, зависит. Как говорят аналитики, если придет вторая или третья волна, если мы снова закроем границы… Буквально на днях ведь даже Латвия начала задумываться о закрытии границ. Если снова люди не будут двигаться, то экономика пойдет вниз, предприниматели будут опасаться делать инвестиции - это сразу будет как снежный ком в минус.
- Будет ли кто-то сегодня помогать туристическому сектору?
Если сравнить туристический сектор Эстонии с южноевропейскими странами, то наш процент ВВП явно меньше, чем у них. С другой стороны, туристический сектор для Эстонии очень важен. Он составляет от 2 до 2,4%. И можно сказать, что на первом этапе пособия были для всех секторов. Но для туристического сектора были эксклюзивные, дополнительные возможности на уровне 35 миллионов. Государство вмешивается в жизнь предпринимателей и дает какие-то пособия на короткое время. Мы не можем платить пособия полгода или год. Эти деньги должны откуда-то прийти.
- Предприниматели критикуют процессы принятия решения за непрозрачность. Согласны?
- Это новая для всех ситуация. Мы должны были быстро принимать решения. Потом все учреждения должны были быстро разработать правила распределения этих денег. Может быть, в каком-то смысле эта критика правильная. Когда все делается быстро, могут быть и какие-то ошибки. Например, сейчас есть такая возможность, что KredEX выступает гарантом кредитов перед банком. Но в то же время система не заработала быстро, потому что уровни страховки были слишком маленькие. Это нюансы, но из-за них была задержка. И государство и эти учреждения исправляются.
- Объясните, почему деньгами налогоплательщика мы поддерживаем Porto Franco, но возможность поддержания наших налогоплательщиков в том же туристическом секторе мы только рассматриваем?
- Это касается не только Porto Franco. Давайте посмотрим, как принимаются разные решения. Сегодня мы договорились, что все кредиты и гарантии, которые превышают сумму в 10 миллионов евро, попадают на стол правительства. И сегодня, может, только пять предприятий, которые получили позитивные решения. И там тоже есть нюансы, чтобы ответ был положительный. Нужно иметь стратегический уровень. В предприятие на самом деле нужно вкладывать деньги. И отсутствие возможности получения нормального кредита. Alexella, Tallink, Porto Franco. Наверняка, в случае последнего правительство исходило из логики потери рабочих мест.
- Министр финансов сказал, что в ближайшие четыре года планируется инвестировать около 6% ВВП это порядка 1,7 миллиарда евро ежегодно. Откуда у нас деньги на такие инвестиции?
- Деньги будут от налогов, из Европы. Нужно учитывать, что мы, конечно, в Европу платим, но получаем из Европы больше. Это довольно большая сумма. В течении 6-7 лет мы получим на 3,5 миллиарда больше от Европы, чем отдадим. Деньги будут от кредитов. И здесь политики должны быть умными именно в плане инвестиций. Сейчас как раз в ближайшие две недели правительство работает не только над государственным бюджетом на год, но и над четырехлетней стратегией. Из нее будет реально видно, куда инвестировать и сколько. Потому что кто-то хочет больше инфраструктуру, кто-то хочет на науку и образование. Но инвестировать имеет смысл туда, где результатом будет экономический рост. Потому что без роста экономики в будущем у нас не будет денег. И это самое важное.
- А кто-то хочет внеочередное повышение пенсий.
- В свое время кто-то сказал, что самая хорошая экономическая политика - это политика образования. Лучше знания - лучше экономика. Я бы сказал, что самая лучшая пенсионная политика - это политика экономики. Чем выше экономика, тем выше наши пенсии. Последний год пенсии повысились на 45 евро. На 38 евро пенсии повысили за счет экономического роста, а 7 евро - это политическое решение. Значит имеет смысл работать над тем, чтобы росла экономика.
- Разумно ли брать кредит на выполнение своих предвыборных обещаний?
- Я думаю, что это не разумно. Нельзя брать кредит, чтобы бесконечно его тратить. Я думаю, что правительство как раз сейчас обсуждает эти темы.
- Есть ли в правительственной коалиции понимание, как стимулировать экономику, чтобы избежать массовых сокращений?
- Те решения, которые в свое время были приняты и стоили более двух миллиардов, они продолжают действовать и в 2021 году. Просто, может, система будет работать не так быстро. Будут ли какие-то специальные, дополнительные пособия или льготы - рано говорить. Мы же сразу можем тогда спросить: а откуда тогда эти деньги придут?
- Но вы же перечислили три источника финансирования.
- Да, но надо учитывать, что уже сегодня у нас есть траты, которые мы не можем уменьшить. Возьмем те же пенсии. Может, они сейчас и не станут больше, но в то же время пенсионеров станет больше. Расходов на разных уровнях станет больше в следующем году, по сравнению с текущим.
- Получается, права была Марье Йозинг, когда говорила, что людям вместо пособий нужно пройти переобучение.
- Йозинг сказала довольно прямо, что сейчас хорошее время, чтобы сделать структурные изменения. В каком-то смысле она права. Когда у тебя трудные времена - какой-то части государство, наверняка, будет помогать. Это уже делали. Сейчас же вопрос в том, какие, пускай краткосрочные, структурные изменения можно сделать.
- Здесь вопрос о надежде. Стоит ли надеяться на помощь государства тем же сувенирщикам, или нет?
- Я думаю, что на долгосрочный период - нет, не стоит. Здесь ничего удивительного. Нет смысла быть популистом. Государство - это деньги налогоплательщиков. Они должны откуда-то прийти. Если этих денег нет, то нет возможности. Мы хотим повышать пенсии, зарплаты учителей, строить четырехполосные шоссе и так далее.
- И мы хотим, чтобы безработица не увеличивалась. Две чаши весов.
- Именно! Поэтому перед политиком всегда выбор - у тебя есть ком денег и тебе с ним надо работать. Всегда нужно думать как это помогает росту экономики. Растет экономика - в будущем в бюджете будет больше денег.
- По вашему мнению, мы уже прошли пик кризиса, или он только впереди?
- Аналитики говорят, что первая волна прошла и мы вышли удачнее, чем ожидали. Но пока мы с вами говорим - коронавирус тоже потихоньку поднимается. Кстати, Эстония, одно из самых либеральных государств. У нас же почти нет ограничений. Даже в Латвии и Литве нужно маску носить постоянно. Видно будет в ближайшее время.
Редактор: Виктор Сольц
Источник: "Интервью недели" (ETV+)