"Инсайт": кто лидирует в мировой вакцинной гонке?
В августе была зарегистрирована российская вакцина от коронавирусной инфекции "Спутник V". Но в Европе российская вакцина фурор не произвела. Наоборот, препарат встретили с довольно большой долей скепсиса.
19 августа 1960 года с космодрома Байконур был запущен пятый космический летательный аппарат серии "Спутник". Он приземлился спустя четыре дня и это был первый корабль, вернувший "Белку" и "Стрелку" живыми из орбитального полета на землю. В августе 2020 года был запущен новый "Спутник" - "Спутник V".
Холодный прием
Начало разработке российской вакцине от коронавирусной инфекции было положено в феврале. Спустя полгода - в августе уже были закончены клинические испытания первой и второй фазы. Тогда же, еще до окончания третьей фазы, вакцина была зарегистрирована, о чем объявил сам президент страны - Владимир Путин.
Но в Европе российская вакцина фурор не произвела. Наоборот, препарат встретили холодно, с довольно большой долей скепсиса. "Думаю, что критика была спровоцирована тем, что они поторопились, а не тем, что они выбрали неправильный путь [изготовления препарата]", - говорит профессор биомедицинских технологий Тартуского Университета Март Устав.
Формула - 1
По сути, сейчас в мире идет вакцинная гонка. Компании соревнуются между собой: кто выпустит работающий препарат на рынок быстрее. "Если мы посмотрим, скажем, на сообщения о той же вакцине компании Moderna или той же AstraZeneca, то там уже есть контракты на закупки, а еще не закончилась третья фаза. Непонятно, будет она работать или нет, но закупки уже в миллиардах долларов исчисляются", - делится своими соображениями российский научный журналист Алексей Водовозов.
Кстати, с недавних пор и без того не маленький послужной список Водовозова пополнился. Он среди тех самых 40 тысяч добровольцев, которые испытывают российский "Спутник" на себе. Говорит, что стать испытателем вакцины его сподвиг в первую очередь научный интерес: проверить, насколько хорошо процесс организован изнутри.
Первый пошел!
На следующий день после интервью Водовозов отправляется в московскую поликлинику, чтобы получить в правую руку препарат. Какой именно - вакцину или плацебо - останется загадкой до конца испытаний. По правилам испытаний, 30 000 добровольцев получат "Спутник V", а 10 000 - плацебо. Инъекцию делают в небольшом кабинете, сама вакцина хранится в холодильнике в замерзшем виде. Перед применением медсестра показывает Водовозову упаковку препарата и просит удостовериться, что серийный номер совпадает с номером, который написан у него на бумажке - ввести должны именно этот препарат. Вакцину размораживают и Водовзову делают укол.
Спустя 30 минут после инъекции испытатель чувствует себя хорошо, никаких побочных эффектов не наблюдается. "Из ощущений единственное - небольшая болезненность в месте введения. Ну, это, видимо, после внутримышечной инъекции такое состояние. Температура 36,2. Правда, измеряли бесконтактным термометром, инфракрасным. Так что он может врать. Что интересно - даже ушла тахикардия, которая была в самом начале. Ну, понятно что немножко дергался. И нормализовалось артериальное давление, которое тоже немножко подскакивало. Так что пока что от вакцины сплошные плюсы", - делится Алексей впечатлениями, стоя перед дверьми поликлиники, в которой ему только что сделали прививку.
Забугорные конкуренты
Так же, как и "Спутник", третью фазу клинических испытаний в мире проходят еще несколько препаратов. В августе третью фазу испытаний начал британско-шведский фармацевтический гигант AstraZeneca, который разработал свою вакцину совместно с Оксфордским университетом. Именно с этой компанией Евросоюз уже заключил предварительное соглашение о закупке.
Обе вакцины - и оксфордская, и российская - являются векторными. Что это значит? Очень просто и ненаучно: берется неопасный вирус - вектор, с которым человечество регулярно сталкивается в течение жизни. Вирус этот немного модифицируют – после доработок он становится таким доставщиком, у которого в сумке лежит важный для коронавируса ген.
Через 2-3 недели следов этого доставщика в организме не остается, зато остаются выработанные антитела к тому, что было у доставщика в сумке. Причем, к выбранной платформе вопросов у ученых не возникает. "Она адекватна, ее давно разработали сотрудники института Гамалеи. У них есть все необходимые мощности для производства, ну, или их в панике сейчас строят. Существенной разницы в этих платформах нет", - говорит профессор Устав.
Нарекания к цифрам
В начале сентября первые результаты испытаний российского "Спутника" появились в одном из самых престижных медицинских научных журналов - The Lancet. В испытаниях приняли участие две группы добровольцев по 38 человек. Для сравнения: та же AstraZeneca для второй фазы завербовала больше тысячи добровольцев. По словам Водовозова, если речь идет о чистой первой фазе - это абсолютно нормальное количество.
Спустя несколько дней после публикации группа исследователей из нескольких университетов Италии, США и других стран опубликовали открытое письмо журналу The Lancet и разработчикам вакцины. Они фактически усомнились в том, что данные об успешных ее испытаниях подлинные. Ученым из института Гамалеи пришлось публиковать свой ответ на эти претензии, и кажется, что критика стихла. Но недоверие все еще осталось.
Не без проблем
Тут, кстати, не стоит полагать, что в то же время не было новостей об ожидаемой в Европе вакцине от AstraZeneca. В начале сентября компании пришлось остановить клинические испытания. По данным СМИ, причиной тому стал случай поперечного миелита - воспаления спинного мозга у одного из добровольцев-испытателей. "Если бы выяснилось, что это связано с вакциной - это были бы ее похороны", - уверен профессор Устав.
Но уже спустя несколько дней после остановки испытания были продолжены. "Я бы смотрела на эту ситуацию так: поскольку они обратили на этот случай внимание - я бы скорее доверяла производителю, который ведет свои дела прозрачно. Если случаются проблемы, то сообщает об этом, выясняет все обстоятельства и только потом продолжает работу", - говорит руководитель отдела здоровья населения Министерства социальных дел Хели Лаарманн.
Кстати, ни о каких подобных случаях при испытании российского "Спутника" пока слышно не было. Одновременно будет ошибкой полагать, что у всех прививка проходит без последствий. Температура, мышечная ломота и другие побочные симптомы возникают приблизительно в 14-15% случаев применения. В числе испытателей с повышенной температурой оказалась и одна из дочерей Владимира Путина.
Где деньги?
Небывалый спрос на препарат провоцирует заинтересованные страны напрямую вкладываться в разработку своей вакцины. Разработка российского "Спутника" напрямую финансируется Минздравом РФ, а также несколькими частными инвесторами. Среди них группа компаний Alium, которая напрямую связана с одним из богатейших людей России - предпринимателем Владимиром Евтушенковым.
Еще один инвестор - компания "Р-Фарм", которая, кстати, занимается еще и выпуском лекарств от COVID-19 на российский рынок. В деле и Российский фонд прямых инвестиций, которым руководит Кирилл Дмитриев. Он также является членом попечительского совета компании "Иннопрактика". Именно этой компанией управляет Катерина Тихонова - дочь Владимира Путина. Вероятно, та самая, которая в числе первых испытала новую вакцину на себе.
Ограниченное применение
Одновременно с испытаниями в России началось ограниченное применение "Спутника". "В этот момент будут прививать некоторые группы риска. Военнослужащих, например, врачей. Почему? Ну, потому что это во всем мире было так, что врачи просто в невероятных количествах выходили из строя - это, мягко говоря, недопустимо. Т.е. да, для них это будет ограниченное применение. Но одновременно с этим до 1 мая 2021 года идет исследование", - поясняет Водовозов.
А вот с точки зрения доктора Аркадия Попова, в таком разрешении для Запада как раз и может скрываться проблема. "Потому что все-таки несмотря на все проблемы, которые сейчас имеются с COVID-19 в ЕС и в Великобритании, никто не отходит от анналов науки, когда мы говорим о том, что вакцина или лекарство начинает применяться широко только в том случае, если все вехи пройдены. И общество ЕС к этому привыкло. Все живут по этим анналам", - говорит Попов.
Значит ли это, что "Спутник" однозначно плох? Неизвестно. Равно как и не известно, хороша ли вакцина от AstraZeneca до тех пор, пока клинические испытания не были закончены.
Редактор: Виктор Сольц
Источник: "Инсайт" (ETV+)