Анвельт: за пару лет число временных иностранных работников в Эстонии выросло до 20 000

Андрес Анвельт и Дмитрий Пастухов.
Андрес Анвельт и Дмитрий Пастухов. Автор: ERR

В последние годы Эстония стала очень привлекательным рынком труда для иностранцев. Всего за пару лет число официальных иностранных работников в разных отраслях выросло с нескольких тысяч до 20 000. В той же пропорции увеличилось и число нелегалов, которых сейчас насчитывается около 5000, рассказал в "Интервью недели" на ETV+ министр внутренних дел Андрес Анвельт.

За последние пять лет, по официальным данным, число обнаруженных в Эстонии нелегальных работников выросло в 5 раз до 400 человек. В реальности их в 10-12 раз больше, то есть 4000 - 5000, В первую очередь они работают в строительстве и обслуживании, рассказал Анвельт.

О том, что ситуация наиболее плачевная именно в этих двух секторах, говорит финансовая отчетность.

"Мы увидели, что в секторах строительства и обслуживания почему-то затормозился рост зарплат. В других секторах зарплата растет в соответствии с ростом экономики. И если мы знаем, что количество заказов в этих секторах растет, то значит с зарплатами что-то не в порядке - можно предположить, что растет число зарплат в конверте".

Министр обратил при этом внимание на то, что при крупных гостендерах по новому закону ответственность за корректный найм работников несет и генеральный подрядчик. Так что если у его субподрядчика обнаружат нелегальную рабочую силу, то с генподрядчиком прервут договор и к следующему тендеру не допустят.

Большинство нелегальных работников находятся в Эстонии легально, но нелегально работают. Тех, которые и находятся, и работают нелегально - всего единицы, например, это работники из Вьетнама. Что касается приехавших из Украины и Грузии, то граждане этих стран имеют безвизовый въезд в ЕС и составляют большинство нелегально нанятых работников.

По словам министра, наибольшая проблема - с мелкими частными фирмами, которые, к примеру, строят частные дома, и в которых работает по 10-15 человек. Таких фирм очень много.  

Ресурса проверять каждую стройку у государства нет, в противном случае страна превратилась бы в концлагерь, и это было бы неправильно. Более либеральный подход предполагает, что сам сектор строительства должен помогать ловить незаконных работников, так как именно он из-за них и теряет.

Министр утверждает, что большинство строительных компаний в Эстонии понимают ситуацию и уже предпочитают нанимать местных строителей законно и бороться с нелегалами, ведь местные строители возвращаются с заработков из-за границы, так как зарплаты в Эстонии начинают приближаться к нормальному уровню.

Легальных гастарбайтеров в Эстонии 20 000

Рост показателей по нелегалам связан с тем, что и интерес к эстонскому рынку труда у иностранцев вырос за пять лет в пять раз. "Если два года назад временно зарегистрированных работников было несколько тысяч, то в этом году по официальным прогнозам их будет 20 000", - сообщил министр. 

К 3 апреля годовая квота по видам на жительство на 2018 год, которые дают и право на работу, была уже исчерпана. И даже при желании увеличить квоту, политические реалии не позволяют этого сделать, ответил министр на вопрос ведущего, не стоит ли увеличить квоту.

"Даже по последним исследованиям 75% жителей Эстонии против расширения этой квоты. Люди путают две вещи - квоту на беженцев и квоту на рабочую силу. Но надо понять, что самая дорогая вещь - это наша домашняя рабсила. Надо сделать все, чтобы люди из Ида-Вирумаа и других регионов имели работу и чтобы их зарплата росла. Другая тема в том, что некоторые отрасли из-за недостатка инвестиций и рабочей силы начинают вымирать. В этой ситуации работодатели и профсоюзы могли бы договориться о минималке в данном секторе", - говорит Анвельт.

По его словам, официальное требование среднестатистической по стране зарплаты для иностранцев сейчас на практике не выполняется. "В секторах зарплаты очень разные. В ИТ это может быть 2500 евро, в обслуживании - 700 евро. То есть в нормальной европейской стране государство не должно прописывать эти цифры, о них должны договариваться представители работников и работодателей определенной сферы. Ведь о минимальной зарплате многие годы стороны в состоянии договариваться", - предлагает министр свое решение проблемы.

Редактор: Екатерина Таклая

Hea lugeja, näeme et kasutate vanemat brauseri versiooni või vähelevinud brauserit.

Parema ja terviklikuma kasutajakogemuse tagamiseks soovitame alla laadida uusim versioon mõnest meie toetatud brauserist: