Премьера в Русском театре: искусство примирения с самим собой

Спектакль
Спектакль "Искусство примирения". Автор: Русский театр

В минувшие выходные в Русском театре Эстонии состоялась очередная премьера — зрителю был представлен спектакль руководителя театра Филиппа Лося "Искусство примирения" по пьесе французской актрисы и драматурга Ясмины Реза "Бог резни". В центре — две семейные пары и их отношения, которые выступают в постановке как срез современного общества со всеми его недостатками.

Завязка "Искусства примирения" до безобразия проста — драка мальчишек во дворе сводит вместе две семейные пары, которым предстоит выяснить, чей же сын был виновником потасовки. Уже один повод, который заставляет четырех героев сойтись в одной комнате, вызывает улыбку.

Кто из нас, будучи ребенком, не выяснял отношения с помощью кулаков? И кто из нас — уже будучи родителем — не разгребал последствия этой чрезмерной пылкости. И в этом спектакле все так — то тут, то там в поступках героев и в них самих ты видишь то себя самого, то кого-то из своих знакомых. И часто — не с самой приглядной стороны.

Например, один из мужей (Виктор Марвин) — видный адвокат и крайне уверенный в себе мужчина, ни на секунду не может оторваться от мобильного телефона и оставить работу, отвечая на звонки в самое неподходящее время. Знакомо?

Другой пример — герой Дмитрия Косякова. Форменный подкаблучник, который когда-то был главарем банды мальчишек и, видимо, пережил бурную молодость. Сейчас он во всем потакает жене, готов на все, чтобы уйти от конфликта, и боится брать на руки хомяка собственной дочери. Их жены (Татьяна Егорушкина и Анна Сергеева) — это тоже набор черт, характерный нашим современникам, и средоточие внутренних человеческих противоречий.

Именно эти противоречия и вырываются наружу, когда из тлеющего, но не погашенного до конца конфликта двух семейных пар, разгорается грандиозный межсемейный скандал. Слова, произнесенные под ни к чему не обязывающей дружеский кофе, и обычная гостиная превращается в поле боевых действий, на котором все против всех.

Маски внешних приличий и моральных устоев сброшены, и на сцене мы видим не две семейные пары, но четырех безжалостных бойцов, которые способны перегрызть глотку не только своему врагу, но и союзнику — собственному мужу или жене. Благодаря великолепной игре актеров этим персонажам безоговорочно веришь — и в тот момент, когда они приятно улыбаются, и тогда, когда они достают из-за пазухи нож.

Здесь также отдельно стоит отметить именно режиссерскую работу, поскольку все действие происходит на фоне белоснежной квартиры — такой же чистой и правильной, как и манеры людей, в ней присутствующих. Но почти каждая вспышка гнева, каждая словесная пикировка в спектакле показана как резня ниндзя на кровавом алом фоне. Это выглядит и смешно, и страшно одновременно, что придает постановке некоторую комиксность и особенную символичность.

Символизма вообще хватает как и в самой пьесе (недаром фильм по ней снял даже сам Роман Полански), так и конкретно в постановке Филиппа Лося. Здесь, как и в любом хорошем произведении искусства, заложено сразу несколько смыслов и подтекстов, скрытых на разных уровнях.

В конфликте главных героев и особенно в том, как легко они в порыве гнева срывают с себя маски опостылевшего им внешнего приличия, можно усмотреть многое. В первую очередь здесь просматриваются многие проблемы современного европейского общества, с его показными толерантностью, демократизмом и пресловутыми правами человека. Ведь все это может улетучиться так же быстро, как вежливость и учтивость главных героев...

Но гораздо ближе и понятнее в новом спектакле Русского театра простой человеческий подтекст. Именно поэтому особенно важно, что в словах и поступках каждого из четырех главных героев так много знакомого. Все мы лишь люди и каждый хоть раз в жизни в запале говорил то, чего он не хотел бы произносить.

Каждый делал то, о чем потом приходилось жалеть. К концу спектакля герои начинают пить ром. И их тщательно скрываемая внутренняя неустроенность, помноженная на спиртное, становится еще более нагляднее — как открытый нерв. И тем проще увидеть в героях спектакля себя.

"Искусство примирения" — это тот достаточно редкий случай, когда во время спектакля ты от души смеешься, а после надолго задумываешься. О себе, об окружающих тебя людях и об обществе, которое вы с этими людьми составляете. И однажды задумавшись, ты сможешь понять. А поняв — простить и примириться.

Hea lugeja, näeme et kasutate vanemat brauseri versiooni või vähelevinud brauserit.

Parema ja terviklikuma kasutajakogemuse tagamiseks soovitame alla laadida uusim versioon mõnest meie toetatud brauserist: