Померанц: Huawei наняла Powerhouse, чтобы разобраться в функционировании эстонского государства

По словам бывшего министра Марко Померанца, который в настоящее время представляет интересы Huawei в контактах китайской компании с государственными органами Эстонии, Huawei наняла фирму по связям с общественностью Powerhouse, чтобы разобраться, как работает эстонское государство. Померанц подчеркнул, что в качестве бывшего главы МВД он уважает интересы Эстонии в сфере безопасности и не отождествляет себя с клиентом.
- В четверг представители Huawei встретились с депутатами Рийгикогу из группы по связям с Китаем. По чьей инициативе произошла встреча и какая у нее была цель?
- Встреча произошла по инициативе Huawei для разъяснения намерений [китайской компании] в связи с [сетями мобильной связи пятого поколения] 5G, а также ее проблем в связи с Законом об электронной связи, который рассматривает Рийгикогу в настоящий момент.
- Если говорить упрощенно, какие у Huawei планы в Эстонии?
- Я думаю, что это уже и так публичная информация, что она хочет продавать свою технологию во всех странах, где это возможно. Сегодня Huawei осуществляет продажи в 170 странах мира. И поскольку у нее есть необходимые компоненты технологии 5G, то, естественно, она хочет, чтобы операторы [мобильной связи] ими пользовались.
В том, что касается законотворчества, то, по-моему, здесь у всех понимание одинаковое. Возможно, не у всех, но интересы и эстонского государства, и любых операторов должны совпадать в том смысле, что если есть воля законодателя, то она должна быть ясной, прозрачной, с понятными правилами, чтобы заявки на использование технологии не попадали куда-нибудь в темный ящик.
Именно поэтому эта встреча и состоялась. Huawei представил свое понимание, что предприятие из себя представляет. С другой стороны, депутаты Рийгикогу смогли задать свои вопросы, и через час по-дружески разошлись.
- Как вы относитесь к недавнему докладу Департамента внешней разведки, в котором приводятся предостережения в связи с попытками Huawei выйти на рынок строительства сетей 5G в Эстонии?
- Я считаю, что риски для безопасности обязательно надо учитывать и, по моему мнению, во всей этой истории [важно], чтобы отвечающие за безопасность Эстонии - правительство или соответствующие ведомства - имели правильную информацию, [знали] цену того или иного соображения или решения. И информировали [об этом] тех, кого следует. Каких-то других соображений тут нет.
Мне как Марко Померанцу вообще не нужно знать, сколько стоили бы альтернативы 5G. В моем случае может идти речь о любопытстве, но тем, кто принимает решения в Эстонии, обязательно нужно это знать. И на этой основе принимать правильные решения.
Где-то потребности в безопасности, где-то партнеры, где-то необходимость прогресса в Эстонии. Это такой комплекс проблем. Так что занимающие [официальные] должности должны решать, но у них должна быть всесторонняя информация и анализ. Успеха им.
Мои личные интересы на 100 процентов совпадают с интересами Эстонской Республики.
- Является ли предприятие Huawei одним из инструментов Китая для расширения своего влияния?
- Я так понимаю, что здесь можно было бы обобщить такой ответ. Если мы говорим о некоем риске безопасности, то им вообще может и не быть Huawei. Вхождение любого китайского капитала в любую инфраструктуру рассматривается как риск для безопасности. А теперь надо посмотреть, что делать с этим знанием. Правительство и компании всегда должны решить - в чем риск, каков долгосрочный план, [влияние] на экономический рост и т.д.
- В чем ваша цель как представителя Huawei?
- Меня попросили помочь разобраться, как функционирует эстонское государство. Речь идет о публичной информации. Многим иностранцам сложно разобраться во многих аспектах этого.
Я сегодня почитал в порядке тренировки блог нашего бывшего посла в Китае Тоомаса Лукка. Он пишет, что эстонским бизнесменам, которые хотят что-то сделать в Китае, сложно понять, как работает эта машина. Верно и обратное. По-моему, логично, что люди хотят понять, как функционирует эстонское законодательство.
- Что вы скажете критикам, считающим своеобразной ситуацию, когда бывший глава МВД Эстонии занимается защитой интересов и расширением китайской технологической компании, которая в Эстонии, Европе и вообще во всем мире рассматривается как потенциальная угроза безопасности?
- У меня на это очень простой ответ. Благодаря тому, что я был министром внутренних дел Эстонской Республики, я знаю интересы и угрозы Эстонии в сфере безопасности. Я умею их уважать. А во-вторых, ни одна фирма по связям с общественностью не обязана, да и не отождествляет себя со своим клиентом.
Нас попросили создать возможность того, чтобы они донесли свои позиции до принимающих решения лиц, и этим для нас дело и ограничивается. Я никогда не буду сотрудником Huawei и владельцем ее акций. У меня не было и нет таких планов. И для меня это лишь один эпизод в ряду различных клиентов.
- Но до вас доходила какая-то конкретная критика именно в этом контексте? Вы ведь совсем недавно ушли из политики.
- Нет. Люди могут думать разное. Ведь в Эстонии с точки зрения закона все очень просто. Человек, который был в Рийгикогу и больше туда не входит, должен что-то делать со своей жизнью.
Я решил, что я стану предпринимателем и отказался от различных предложений, где я получал бы удобную государственную зарплату, ежемесячный доход, по поводу поступления которого можно было бы не волноваться. Я не пошел по этому пути, и депутаты Рийгикогу, которых не переизбрали, получают компенсацию в виде зарплаты за шесть месяцев. Это прописано в законе, и через два месяца они должны сами волноваться, есть ли у них страховка в Больничной кассе.
Я решил в 54 года стать предпринимателем. Я даю консультации в различных сферах и рассчитываю, что никогда не поддамся искушению вернуться на государственную работу просто по той причине, что это было бы намного проще и удобнее.
- Вы окончательно ушли из политики?
- Это не соответствует действительности. Я депутат горсобрания Раквере и знаете, что там самое страшное? Там тоже использую свой опыт - я председатель комиссии по социальным вопросам горсобрания. Я также был министром социальных дел и считаю, что жителям Раквере принесут пользу эти знания.
- Вы по-прежнему являетесь членом партии Isamaa. Не собираетесь баллотироваться на следующих муниципальных выборах?
- В любом случае собираюсь, почему же нет? Я намерен снова стать депутатом Раквереского горсобрания.
- А на следующих выборах в Рийгикогу?
- С большой вероятностью буду на выборах по списку Isamaa. Избирательные округа останутся такими же. На Ляэне-Вирумаа приходится пять мандатов, т.е. выдвигаться должны семь кандидатов. И эти кандидаты должны быть качественными.
А если вы спросите, собираюсь ли я вернуться в Рийгикогу, потому что там так удобно, то я опять [отвечу], что попытаюсь побороть это искушение.
Редактор: Андрей Крашевский