Виталий Белобровцев: Нам песня строить и ныть помогает
Память - способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт.
Толковый словарь обществоведческих терминов.
Художник любил актрису, которая любила цветы. Он продал свой дом со всем скарбом и картинами, а на вырученные деньги купил ей миллион алых роз. Оно, конечно, с точки зрения просвещенного национализма и национального неолиберализма – это преступление. Нельзя так обращаться с материальными и художественными ценностями.
Это в двух словах сюжет той песни, которую среди прочих лирических баллад советского времени споют на русском языке ученики гимназии Густава Адольфа. За идею такого концерта ее директора господина Агура национально озабоченный эстонский люд от депутата Рийгикогу до безымянного комментатора на любом портале готов если не поставить к стенке, то уж как минимум приставить к позорному столбу на Ратушной площади.
Нечего вспоминать советское время как песенное. Его положено оплакивать и обличать. А за утверждение Агура, мол, и тогда были хорошие композиторы и прекрасные песни, люди жили, любили, радовались, рожали детей, пока еще не сажают, но, чувствую, многим не терпится.
Как справедливо заметил, извините, российский публицист Олег Кашин, когда актуальное политическое пространство полностью вычищено от любых альтернатив, единственным способом их найти становится самое антинаучное сочетание исторической памяти и фантазии.
Московских окон негасимый свет
Мы смеёмся над Министерством культуры России, которое запретило показ сатирического фильма "Смерть Сталина", дескать, боятся собственной истории. Вроде бы логично. Чего её бояться, она была есть и будет.
Но вот директор Агур решил провести эстрадный концерт на тему советских песен. Не позволим: это "преднамеренное и цинично спланированное раздирание ран и разжигание ненависти", "масштабная нормализация тоталитарного режима".
Получается, при помощи Аллы Пугачевой, Раймонда Паулса и Андрея Вознесенского директор гимназии Густава Адольфа разжигает ненависть, сотрясает устои, сокрушает скрепы нашего бедного государства.
Но я вот не верю, что государство наше такое картонное, что несколько лирических песен советского времени, исполненные эстонскими школьниками, в состоянии обрушить всё то, что выстроено за последние 25 лет.
Тут, по-моему другое – культивируемое правыми политическими силами двоемыслие. Именно этот способ "осмысления новейшей истории" позволяет говорить, что у нас были два "кремлевских соловья" – оккупант-орденоносец Георг Отс и заслуженный артист Эстонской ССР Яак Арнович Йоала. А вот Тынис Мяги – эстонский патриот. Почему Тынис Мяги так отчаянно прокламирует свою эстонскость? Потому что он в гибельные годы советской оккупации выезжал с "оккупированной территории многострадальной Родины" в логово оккупантов и пел там на языке оккупантов. Выступал на тех же эстрадах что и Йоала, на одном и том же Центральном оккупационном телевидении и получал за эту радость оккупационные рубли в большом количестве. Как и Урмас Отт, кстати.
Отсу, Йоала и Отту не свезло, а Мяги сумел-таки недавно доказать свою анти-кремлёвскость, и вот он не соловей. Хотя на безрыбье…
Двоемыслие позволяет обвинить в антигосударственном поступке директора Ласнамяэского лицея Сергея Гаранжу. Он, дескать, некогда санкционировал фотографирование школьников на фоне полотна с советской символикой "Дружба народов". Да, у нас нет дружбы народов, но формальная логика подсказывает, что автора этого полотна, Героя Социалистического Труда, народного художника СССР Эвальда Окаса надо бы распять еще до Гаранжи, поскольку не было бы полотна, не было бы и фотографирования. А полотно писалось отнюдь не под дулами русских автоматчиков. Но у нас логика национальная. Она совсем не такая, не формальная. Окаса как бы нет на этой картине.
Двухминутки ненависти
В "двухминутках ненависти" Агура обвиняют, что он использовал герб СССР в рекламе будущего концерта. Но за то, что над каждым представлением национальной оперы Эстония висит оккупационное панно с соответствующей символикой, надо по национальной логике уволить все министерство культуры и руководство театра, они же измываются над памятью. А Центр русской культуры, набитый этой символикой, нужно снести весь целиком.
Агуру пеняют, что концерт запланирован на 10 марта, а 8 марта была разрушительная советская бомбардировка города. Ну, человек год назад планировал концерт, и это был тот самый день, когда зал был готов принять учеников. Ну, промашка вышла. Человек объяснил, извинился.
Нет, Агур своим поступком посягнул на самое дорогое: память о том, как нас угнетали, как мы тяжело страдали под прессом советской власти. А тут – миллион алых роз! Какие розы в годы страшной оккупации? И он, мятежный, просит не привязывать музыку к политике. Осмеливается утверждать, что эти песни – часть истории Эстонии.
"Всех учили. Но зачем же ты оказался первым учеником, скотина"?
А эта история - русификация эстонского населения. Из Кремля шли указания нарастить количество уроков русского языка в школах и вузах, увеличить число преподавателей русского языка и прочее подобное. А кто осуществлял ее в Эстонии? Почитайте хотя бы книгу Тармо Вахтера "Karuks istus vangitornis.." Там про русификацию много и подробно. И проводниками ее были эстонские люди от секретаря ЦК Компартии Эстонии и клерков этого ЦК, министра образования до ректоров вузов, директоров школ и учителей. Русская фамилия едва ли не единственная – заведующей отделом ЦК.
И тут вспоминается выходка ученика русской школы, который, кажется, лет десять тому назад, обвинил своих учителей, дескать, почему вы, такие беспардонные, не выучили своевременно эстонский язык? Эстонские СМИ тут же делают его героем, смелым человеком, дескать, героический поступок, обличил учителей.
Но, заметьте, ни один эстонский школьник не выступил с обличением своих учителей, что же вы преподавали в это проклятое советское время по советским учебникам советский бред? Ну вот, считается, неприличным такое отношение к учителям. Эстонским. А вот к русским – за милую душу, они, мол, преподавали не то, учили не тому, а то, что надо, не выучили! Теперь этот первый ученик учит нас, как относиться к Агуру. Добрался-таки до эстонских учителей.
Двойные стандарты до добра не доведут
Культивируемые правыми политиками двойные стандарты до добра не доведут. История не дышло – куда повернул, туда и вышло. Хотя попытки есть. Несколько лет назад я пережил потрясение: экспозиция Морского музея об эстонском мореплавании рассказывала чуть не о первых эстонских лодках, мореходах и прочем вплоть до 1940-го года. И кое-что об эстонском флоте с 1991 года до наших дней.
Периода, когда в Эстонии был мощный торговый флот, крупный рыболовецкий – не было. Взяли и вырезали из истории страны полвека. Выкинули тысячи людей с их непростыми судьбами, тяжелой морской работой, два морских учебных заведения и глазом не моргнули. Но тогда зачем говорить о столетии Эстонии?
Мы утверждаем, что в России переписывают историю, а у нас? Нет, мы просто вычеркиваем то, что не вписывается в концепцию нашего страдания. А люди, подобные Агуру, то есть пытающиеся мыслить независимо, тут же подвергаются остракизму.
Крупный, извините, российский языковед Гасан Гусейнов заметил о современной России: "Нашему обществу навязано представление о любом размышлении над проблемами как о виде оппозиционной деятельности". А наше общество не пример того же?
Эстонии 100 лет, из них часть лет, если и была, то исключительно в качестве попытки уничтожить эстонский народ, который мужественно терпел гнет оккупантов, а потом вдруг решил попеть, и Советский Союз тут же развалился. Вот история Эстонии. Если же вы вдруг подумаете, а еще хуже выскажете вслух, что в советское время в Эстонии люди пели песни и радовались им, что Певческие праздники проходили не вопреки, а благодаря поддержке советских органов, то вы предатель Родины и ваше место на помойке истории.
И пока не уйдет это поколение мастеров политического релятивизма с искаженной психологией, в стране продолжится окопная война, под водительством бывших коммунистов, нынешних реформистов, консерваторов, националистов и прочих специалистов вытачивания удобных для употребления историко-идеологических болванок.
А жизнь, как сказано в другой песне, невозможно повернуть назад. И время ни на миг не остановишь.
Редактор: Екатерина Таклая