Хельме: у государства столько денег, что вопросы об источниках покрытия расходов неуместны
По словам председателя Консервативной народной партии (EKRE) Марта Хельме, экономическая программа политической силы, в которую могут войти предложения об отмене налога на спецльготы и снижении налогов на рабочую силу, будет опубликована в сентябре. Хельме подчеркнул, что у эстонского государства так много денег, что вопросы об источниках покрытия выбывающих за счет этого доходов бюджета просто неуместны.
Об этом Хельме заявил во вторник в интервью новостному порталу ERR, текст которого приводится ниже.
- В программной речи на летних днях EKRE в прошлую субботу Вы сказали, что в налоговой политике партия отменила бы налог на спецльготы для предприятий (налог на выплаты работникам, прямо не являющиеся зарплатой, но приравненные к ней - прим. ред.) и ввела бы налоговый вычет для семей с детьми, но за счет чего и как именно, Вы не пояснили. Могли бы Вы уточнить этот вопрос сейчас?
- Если сказать кратко, то у эстонского государства недостатка денег никогда нет. Мы видим это, когда [проект обустройства восточной] границы дорожает в три раза по сравнению с планом. Тогда деньги находятся. Если вдруг появляется идея, что надо всю электрическую систему подсоединить к Центральной Европе, то полмиллиарда находятся без всяких проблем. 500 миллионов, словно мелочь в кармане.
И когда мы видим, как государственными деньгами швыряются направо и налево, то, честно говоря, все эти вопросы об источниках покрытия просто неуместны.
- Как Вы можете такое утверждать, ведь это на самом деле не ответ на вопрос по существу?
- Ответ по существу такой, что мы представим весь этот пакет [предложений] осенью, а до этого вообще не будем здесь делиться мыслями по отдельным темам.
- Вы не боитесь, что предприятия могут воспользоваться отменой налога на спецльготу, чтобы начать вместо выплат [работникам] компенсировать какие-то другие расходы?
- Знаете, в Библии есть отличное выражение: "не надевай намордник на быка молотящего". Оно означает, что когда в старые времена быки вращали мельницу и иногда съедали немного соломы [с той же мельницы], то ничего плохого в этом не было.
Кто все-таки содержит это государство? Бюрократы или предприниматели? И если предприниматели оптимизируют свою деятельность и считают, что им полезно направить деньги куда-то еще, то ради бога.
Это отношение совершенно аморальное, что все предприниматели - жулики, мошенники и негодяи, обворовывают государство и оно должно их всех разглядывать под увеличительным стеклом, чтобы они не могли и пальцем шевельнуть, не заплатив с этого налоги. Это ненормально. Так экономику не развивают и госбюджет не пополняют.
- По Вашей оценке, какую проблему решила бы отмена налога для спецльготы для предприятий?
- Во-первых, это решит проблему бюрократии. Во-вторых, предпринимателей просто все это раздражает. Этот вопрос всплывал очень часто на встречах с предпринимателями. Разумеется, все серьезные фирмы способны платить этот налог, но это просто раздражающая дополнительная нагрузка. Дадим людям спокойно жить.
Знаете, я бы вообще сказал, что в основе всей нашей экономической философии лежит сказанное Дэн Сяопином в 1979 году, когда в Китае начались реформы. Он сказал китайцам одно-единственное слово: богатейте. И я бы сказал то же самое. Дадим людям спокойно жить и богатеть, тогда и государство будет богатым.
Но сейчас все налоговая философия, вся экономическая философия такая, что государство должно собирать [с людей], а потом делать им какие-то маленькие подарки за их же собственные деньги. Как этот бесплатный транспорт. Это не нормальная философия, мы ее не разделяем.
- С этой темой связано и сокращение расходов на рабочую силу. Какое Ваше видение этого вопроса? С какой целью и за какие средства это можно было бы сделать?
- Как я уже сказал, деньги - не проблема, деньги всегда есть. А в чем смысл? Смысл в том, что ведь все знают, что у нас очень много зарплат в конвертах, у нас черная, параллельная экономика, с которой государство налогов не получает. И тут государство говорит, что все предприниматели - жулики и негодяи, и им нельзя позволять так работать.
Но одна из причин, по которой существует черная экономика и зарплаты в конвертах, это высокие налоги на рабочую силу.
Эти налоги надо снизить до уровня, на котором будет правильный центр тяжести. Этим занимаются люди поумнее меня, которые разбираются в экономике. Специалисты по бюджету, по налогам. Весь этот пакет у нас будет готов в сентябре.
- Когда Вы говорите, что найти источники покрытия - не проблема, и деньги в любом случае найдутся, то не боитесь ли Вы обвинений в использовании лозунгового стиля, ведь в действительности такие утверждения не звучат убедительно?
- Да, но нас и так обвиняют в этом. Мы ведь популисты, ультраправые, фашисты, да кто угодно, пособники Кремля и агенты влияния. Столько эпитетов на нас наклеили...
Честно говоря, мне абсолютно все равно, в чем нас обвиняют. То, что мы хотим добиться - это эффективная налоговая система, которая удовлетворяет как предпринимателей и людей, так и государство. И честно говоря, мне совершенно все равно, какой ярлык вы на это наклеите.
- Скажите, на что государство сейчас тратит слишком много денег и что можно было бы использовать разумнее?
- Государство на все тратит деньги неразумно. Начиная с так называемого бесплатного внутриуездного транспорта и заканчивая финансированием разных идеологических некоммерческих объединений, которые занимаются пропагандой гомосексуализма, иммиграции и чего угодно. Начиная с Фонда открытой Эстонии, который является бюджетной организацией. На это уходят очень порядочные деньги - десятки, если не сотни миллионов государственных средств.
Эти источники покрытия в изобилии. Эстония накупила каких-то европейских облигаций на 5,2 миллиарда евро. Это, по сути, означает, что эстонское государство из своего относительно скудного бюджета финансирует разнообразные более богатые институты. Можно было все-таки подумать в первую очередь о собственном бюджете, экономике, населении и развитии инфраструктуры, и только потом кормить тех, кто богаче нас. Этим [вопросом] занимаются люди поумнее меня.
Я не такой руководитель, который все тянет под себя и все хочет сделать сам. Я поручаю более умным разработать варианты, и затем вместе с ними решим, какое решение, по нашему мнению, оптимальное. Я, так сказать, окончательный руководитель, я не должен все знать до последней детали.
Редактор: Андрей Крашевский