Тоомас Сильдам: избиратель отвернулся от левых партий

Две трети мест на последних выборах в Рийгикогу получили политики, по мнению которых Эстония нуждается в более правой политике.
Об этом свидетельствует расклад сил в парламенте нового созыва, где 65 из 101 места получили правые или позиционирующие себя справа от центра партии, пишет политический обозреватель ERR Тоомас Сильдам.
Так, правую сторону политического спектра в Рийгикогу представляет Партия реформ (34 места), Консервативная народная партия (EKRE, 19 мест) и Isamaa ("Отечество", 12 мест), а левую - Центристская партия (26 мест) и социал-демократы (10 мест).
Хотя Партия реформ выиграла выборы с большим перевесом [по числу мест в парламенте], за нее проголосовали лишь на 3361 человек больше, чем четыре года назад. На другом крыле Центристская партия потеряла 12 637 избирателей. Из этого следует, что не сбылась надежда партии премьер-министра убить в правительстве двух зайцев одним выстрелом - удержать русскоязычных избирателей как свой многолетний верный козырь и при этом нарастить поддержку среди эстоноязычных избирателей. Эта задача оказалась Центристской партии не по силам.
Заметное падение активности избирателей в оплотах центристов - Ида-Вирумаа и Таллинне, указывает на замешательство русскоязычных избирателей. Их прежний неоспоримый фаворит теперь говорил о важности НАТО, поддерживал международные санкции против России, осуждал аннексию Крыма и давал сигналы о поддержке образования на эстонском языке. Все это оказалось слишком много для русскоязычного избирателя Центристской партии, которая перешла из оппозиции в правительство в ноябре 2016 года.
Кроме того, часть сторонников центристов как прежней оппозиционной партии могла подумать, что этого слишком мало, и переметнулась в лагерь избирателей EKRE. Обострившийся конфликт по поводу языка обучения в Кохтла-Ярвеской госгимназии еще больше подорвал поддержку партии премьер-министра.
Мог сыграть для центристов негативную роль и вопрос о налогообложении пенсионеров, который, несомненно, был воспринят как несправедливость среди экономически более уязвимых русскоязычных избирателей.
Наконец, на итоговый результат на выборах не могла не повлиять и неразбериха в Нарве, где составлявшие большинство депутаты-центристы вышли из партии на фоне жесткой реакции партийного руководства на подозрения в коррупции в отношении нескольких депутатов. В результате местные политики не только не помогли партии на выборах в приграничном городе, а скорее действовали против нее. Это подтверждает и практически двукратное падение поддержки одной из "жемчужин" русского крыла центристов Яны Тоом, которая получила в Ида-Вирумаа всего 6197 голосов после 11 574 голосов четыре года назад.
То же самое произошло и в Таллинне, где никто из центристов не смог повторить рекорд своего бывшего лидера Эдгара Сависаара, набравшего в Кесклинне, Пирита и Ласнамяэ 25 057 голосов весной 2015 года. На этот раз лучший результат в округе показал глава Таллиннского горсобрания Михаил Кылварт, за которого проголосовали 17 075 человек, в основном в Ласнамяэ. Тем самым центристы и в столице растеряли часть своей былой поддержки, хотя бы потому, что их приведенные в замешательство и отчаявшиеся избиратели просто не пошли голосовать 3 марта.
Поскольку следующий премьер-министр Эстонии, председатель Партии реформ Кая Каллас исключила коалицию с EKRE, у нее есть две возможности. Первая - сформировать правительство с соцдемами и Isamaa, опираясь на 56 мандатов в Рийгикогу, вторая - вступить в коалицию с центристами (60 мандатов). Последний вариант сложнее, потому что в ходе предвыборной кампании реформисты противопоставляли себя в первую очередь Центристской партии, делали это остро и яростно. Теперь сесть в одну лодку с центристами будет сложно, но не невозможно.
Однако переговоры о тройственном союзе тоже будут напряженными. Упиваясь своей победой, Партия реформ (а точнее, та часть реформистов, которая группируется вокруг нынешнего лидера партии Каи Каллас), захочет взять по максимуму реванш за потерю власти в 2016 году, чтобы показать как можно более резкий поворот в сторону от политики, которую проводило правительство во главе с центристами.
С другой стороны, "Отечество" и соцдемы, которые развалили прошлую коалицию с реформистами, захотят избежать образа "младшего брата", поэтому и им придется твердо отстаивать свои позиции на переговорах.
Наконец, все партии одновременно думают о выборах в Европарламент, до которых осталось два с половиной месяца, и где все попавшие в Рийгикогу политические силы рассчитывают получить свою долю мандатов.
Так или иначе, будущая коалиция будет существенно более правой, чем правительство Юри Ратаса с отечественниками и соцдемами.
Чисто гипотетически можно также представить себе правительство Центристской партии, EKRE и "Отечества". Юри Ратас сохранил бы в такой коалиции пост премьер-министра, но за это центристам пришлось бы заплатить выходом из партии ее влиятельных членов, таких как Яна Тоом и, возможно, Михаил Кылварт. Не исключено в таком случае и воссоздание т.н. русской партии в Эстонии. Однако именно поэтому такая возможность остается чисто теоретической.
Итак, судя по складывающейся на данный момент ситуации, в следующем составе Рийгикогу в оппозиции останутся Центристская партия и EKRE - для кого-то наступит время наращивать поддержку, а для кого-то - политическое влияние. Хотя, возможно, я и ошибаюсь, потому что Юри Ратас пообещал работать над сохранением для Центристской партии места в правительстве, и до сих пор он демонстрировал отличные качества переговорщика.
Что еще мы знаем на данный момент? Очевидно, у потерявших треть своих мест в Рийгикогу социал-демократов сменится председатель, на что намекнул в ночь выборов на радиостанции Vikerraadio и нынешний лидер соцдемов Евгений Осиновский. Партия "Отечество", по всей видимости, провела одну из самих дорогих предвыборных кампаний на последних выборах. Наконец, провалившаяся попытка "Эстонии 200" пройти в парламент охладит головы тех, кому в будущем захочется добавить разнообразия в политический ландшафт страны, о чем можно только пожалеть.
Редактор: Андрей Крашевский