Эрик Гамзеев: Ида-Вирумаа нужен "спасательный круг" большего диаметра

Выделяемые Ида-Вирумаа из Фонда справедливого перехода 340 млн евро не смогут компенсировать ущерб, нанесенный региону климатической политикой, тем не менее эти деньги нужно использовать максимально эффективно, воздерживаясь при этом от полного истощения сохранившейся сланцевой промышленности, заявил на Vikerraadio Эрик Гамзеев.
Сначала Европейский союз кулаком своей климатической политики свалил Ида-Вирумаа с ног. Теперь же он катит бочки с нашатырным спиртом, чтобы вдохнуть жизнь в пребывающий в нокауте край. На бочках красуются знак Евросоюза и надпись Just Transition, то есть "справедливый переход".
Политики пытаются создать впечатление о Фонде справедливого перехода как о любезном спасательном круге для Ида-Вирумаа, который смягчит связанные с сокращением сланцевой промышленности боль и мучение и заставит регион расцвести.
Все же было бы разумно оставаться реалистами и понять, что запланированные на многие годы 340 млн евро – хоть и большая сумма, но это крайне мало по сравнению с доходом, который приносила обработка сланца.
За один лишь 2019 год, когда из-за удорожания квот на СО2 сократились производственные объемы и было ликвидировано около 800 рабочих мест, государство получило 121 млн евро в качестве прямых налогов. Согласно недавнему аудиту, проведенному по заказу Союза химической промышленности, в предстоящие 20 лет производство сланцевого масла принесло бы стране более 8 млрд евро.
В опубликованном на этой неделе обзоре Европейской комиссии говорится, что Эстония благодаря сокращению производства электроэнергии из сланца больше других стран снизила выбросы углекислого газа в течение последних 30 лет – на 62%. При этом углеродный след в сфере энергетики был не намного больше, чем в транспортном или сельскохозяйственном секторах.
Для сравнения: этот показатель в Европейском союзе в среднем составляет минус 24%. Во многих преуспевающих странах, включая Бельгию, в столице которой большинство политиков и чиновников ЕС выносят решения, снижение выбросов было и того меньше. А в некоторых странах, например, в Испании и Австрии, в атмосферу сейчас попадает больше углекислого газа, чем 30 лет назад.
Ценой золотой медали Эстонии на этом поприще стал экономический спад Ида-Вирумаа как сланцевого региона и обнищание тысяч потерявших работу семей. В утешение Европейский союз теперь предлагает 340 млн евро, и некоторые политики бьют себя в грудь кулаком, мол, как нам повезло. Это все равно что надеть вместо большого шахтерского сапога крохотную кукольную туфельку и сказать, что не жмет.
Однако и эти 340 млн евро следует использовать так, чтобы Ида-Вирумаа максимально выиграл. Споров было много, как это всегда бывает, когда речь заходит о сундуке с деньгами, недостатка претендентов на который опасаться не приходится. Принципиальный вопрос в том, что это за деньги: компенсация за причинение региону социально-экономического ущерба или средства на светлое будущее?
Этих 340 млн явно мало для достижения как первой, так и второй цели. Тратить эти деньги на выплату пособий и компенсаций было бы совсем неразумно. На какое-то время станет лучше, но деньги быстро закончатся. Для новых крутых поворотов в экономике Ида-Вирумаа, которые позволили бы восполнить хотя бы потерянное при сокращении сланцевой промышленности, потребовались бы не сотни миллионов, а миллиарды евро, но и в таком случае успех не был бы гарантирован.
Чтобы максимально эффективно использовать эти деньги, очевидно, было бы целесообразно направить львиную долю в предприятия, которые создают в Ида-Вирумаа рабочие места. При этом дотации должны быть направленными и эффективными, результаты измеримыми, а временные рамки четкими.
Фонд справедливого перехода может оказать Ида-Вирумаа и медвежью услугу. Уже сейчас видно, как некоторые министерства стараются перенаправить запланированные ранее расходы в этот фонд. Все ведь знают, что у Ида-Вирумаа сейчас есть одна большая кубышка. Если нужно построить новые дороги, спортзалы или что-то другое, то деньги можно взять из фонда. В конечном итоге деньги на такие проекты для Ида-Вирумаа перестанут поступать или же будут поступать в существенно меньшем объеме.
Практика последних лет показала, что создание в Ида-Вирумаа новых рабочих мест вместо утерянных – крайне дорогое и требующее много времени занятие, а результаты либо оказываются скромнее, чем ожидалось, либо проявляются позже. Свою роль в этом играет бюрократия, но есть и объективные факторы. Причин, почему новое предприятие следует создавать на границе Евросоюза, рядом с Россией, коммерческие и торговые отношения с которой оставляли желать лучшего еще до коронавирусного кризиса, не так уж и много.
Если государство и правда хочет вложиться в реорганизацию экономики Ида-Вирумаа, то необходимо договориться с Евросоюзом о более крупных суммах и предложить предприятиям стимулы, которые действительно мотивируют их инвестировать в регион. Полумягкие решения выглядят как спектакль под названием "Что-то мы ведь делаем" и ситуацию особо не улучшают.
Важно, чтобы и местные самоуправления начали больше интересоваться новыми предприятиями, а не как в случае недавнего плана по строительству завода по переработке сланцевой золы, который отвергли в горсобрании Нарва-Йыэсуу. По причине, что если золу будут перерабатывать, то город останется без платы за ее складирование.
Пока новая экономика Ида-Вирумаа не встанет на ноги, было бы глупо спешить истощать действующую еще сланцевую промышленность дополнительными налогами или иными действиями. Производство сланцевого масла по совершенствующейся технологии в течение последующих 20-30 лет не лишит Эстонию титула примерного деятеля в сфере зеленого переворота.
Новые мировые рекорды по темпу уменьшения углеродного следа не принесут Эстонии медали от ЕС с еще большим содержанием золота и жизнь к лучшему не изменят, зато сделают несчастными собственное население и более бедным все государство.
Редактор: Евгения Зыбина