Инцидент в Керченском проливе: эксперты "АК+" предлагают сценарии развития событий
Инцидент в Керченском проливе продолжали обсуждать всю неделю. Как события будут развиваться дальше и возможно ли обострение в регионе? "Актуальная камера +" опросила экспертов.
Инцидент в Керченском проливе - именно так принято называть произошедшее в водном пространстве, соединяющем Азовское море с Черным. С одной стороны - два украинских бронированных катера и буксир, с другой - российские пограничные корабли, штурмовики и вертолеты.
Переход украинцев из Одессы в Мариуполь завершился навалом пограничного сторожевого корабля "Дон" на буксир, обстрелом и задержанием украинских кораблей. Несколько моряков ранены. Заведены уголовные дела. Очередной этап большой геополитической игры в небольшой по площади акватории.
Кто виноват? Стороны практически сразу же приступили к взаимным обвинениям.
"Это провокация, безусловно. Провокация, которая организована действующей властью. Думаю, и президентом действующим", - заявил президент России Владимир Путин.
"Мы обязательно продолжим нашу борьбу за освобождение украинских моряков и офицеров из российских тюрем. Сейчас начнется спектакль о привлечении их к уголовной ответственности за нарушение границы - а ведь весь мир признает, что Крым является частью Украины, и речь шла об украинских территориальных водах", - парировал президент Украины Петр Порошенко.
Спустя неделю после начала кризиса украинский политолог Владимир Фесенко поведал о самом опасном возможном сценарии развития событий.
"Если бы украинские военные ответили огнем на огонь, то есть применили бы оружие, то это бы стало casus belli. Россия обвинила бы тогда Украину в том, что Украина якобы нападает на российскую территорию, и могла бы в ответ применить оружие, провести военную операцию. Вопрос, в каких масштабах", - говорит Фесенко.
"Полномасштабным конфликт может быть только в том случае, если этого захочет Москва. Чтобы ни делала Украина, если Москва не желает реагировать на него, тогда это не будет таковым. Если захочет, то Украина может и ничего не делать - война будет так или иначе", - размышляет эстонский политолог Кармо Тюйр.
После произошедшего в Керченском проливе президент Украины Петр Порошенко объявил о введении военного положения. Поначалу говорилось о том, что оно может быть введено на 60 дней, но пока обошлись одним месяцем. Особый правовой режим может привести к ограничению конституционных прав жителей Украины - он введен в целом ряде регионов на юге и юго-востоке страны. Конфликт разыгрался незадолго до выборов президента Украины.
Сыграли ли Путин и Порошенко договорняк?
Согласно рейтингам на начало ноября, то есть еще до произошедшего в Керченском проливе, поддержка действующего президента Украины Петра Порошенко составляла 6-7%, по данным социологов, шансов на победу просто не было.
"Я сильно сомневаюсь, что Порошенко или политтехнологи Порошенко могут отдавать приказы российским военным. В сентябре же пропустили украинские корабли? Пропустили! Без проблем. Хотя тоже были провокации и давление. И в этот раз, даже если предположить нарушение 12-мильной зоны, можно было обойтись без применения огня. Такие методы существуют. Но нужна была показательная силовая акция. Акция устрашения", - отмечает Фесенко.
"У Порошенко есть риск непопадания даже во второй тур президентских выборов. Поэтому предпринимаются подобные действия. Очевидно, что они носят надуманный характер. Введение военного положение в целом ряде регионов Украины не соразмерно с масштабом того события, которое произошло в Керченском проливе. Тем более, что мы видели ранее и более горячие фазы ситуации на юго-востоке Украины, которые не приводили к подобного рода военным положениям", - придерживается другого мнения политолог из Эстонии Леонид Карабешкин.
При этом электоральный рейтинг президента России Владимира Путина начиная с мартовских выборов и вплоть до произошедшего в Керченском проливе тоже неуклонно снижался.
"Рейтинг Путина упал. Это произошло из-за очень непопулярной пенсионной реформы. А рейтинг кремлевскую команду очень волнует. И это могло быть сделано для того, чтобы восстановить рейтинг президента", - выдвигает версию Тюйр.
"В преддверии саммита "Большой двадцатки" и на фоне реализации проекта "Северный поток-2" Россия совершенно не была заинтересована в подобных действиях. С другой стороны, конечно, можно и обсуждать спекулятивные теории. Вроде как Порошенко с Путиным сыграли договорняк. Ну ясно, что, несмотря на вооруженные конфликты украинская и российская политическая элита в известном смысле переплетены. И, конечно, конфликты и элементы сотрудничества, которые там есть, не всегда видны. И ситуация возможно сложнее, чем она видится на поверхности", - говорит Карабешкин.
Запад не спешит с принятием решений
Как относятся эксперты к реакции Запада на произошедшее? С одной стороны, целый ряд стран, в том числе Австрия, Польша и Эстония сделали резкие заявления - в эстонский МИД был вызван российский посол, а президент Керсти Кальюлайд призвала осудить российскую агрессию и назвала произошедшее войной в Европе. С другой, по данным СМИ, Франция и Германия выступили против ужесточения антироссийских санкций.
"До сих пор не ясна суть конфликта, поэтому реакция неоднозначная. Запад не является единым в этом смысле. Но опыт показывает, что в таких случаях до принятия решения всегда есть раздрай, столкновение разных мнений. Но в момент принятия решений разногласия будут сняты", - считает Тюйр.
"Не очень быстрая реакция Запада связана с тем, что Россия быстрее представила свою версию событий в Керченском проливе. Как только проверили все обстоятельства, так пошли и жесткие заявления. Совет Безопасности ООН показал тоже, как реагируют западные державы на инцидент в Керченском проливе", - говорит Фесенко.
Ближе к выходным риторика западных стран стала более жесткой - президент США Дональд Трамп отменил встречу с российским лидером Владимиром Путиным, а в Германии предложили закрыть российским судам, следующим из Азовского моря, вход в европейские или американские порты. Пока Украина привыкает к военному положению, аналитики раздумывают, как долго оно может в итоге продлиться.
"Интересно, что военное положение распространяется на Азовско-Керченскую акваторию. Что это будет значить на самом деле? Будет ли это менять как-то режим проходимости?" - вопрошает Тюйр.
"Судя по тому, как вводили военное положение, продлить его будет довольно сложно. Если не будет весомого повода, новых ситуаций, конфликтов на Донбассе, в Керченском проливе, думаю, оснований для продления военного положения не будет", - прогнозирует Фесенко.
Редактор: Виктор Сольц