Райво Варе о туннеле Таллинн-Хельсинки: такой проект невозможно осуществить в темпе стартапа
Финский предприниматель Питер Вестербака презентовал в Таллинне 18 января свою идею строительства туннеля между Таллинном и Хельсинки. Экономист Райво Варе считает, что с технической и финансовой точки зрения проект осуществить реально, основная помеха - это ментальность руководителей стран, которые будут участвовать в проекте, ведь этот вопрос надо быстро согласовывать на международном уровне.
Туннель стоимостью в 15 млрд евро предлагается построить через пять лет – к 24 декабря 2024 года, причем полностью за счет средств частных компаний.
По мнению экономиста и специалиста в транзитном секторе Райво Варе, план по строительству туннеля между Хельсинки и Таллинном, который пытается осуществить создатель всемирно известной игры Angry Birds Питер Вестербака, жизнеспособен. "Все, что обычно используется в нашем обиходе как контраргумент "против" любого крупного проекта, это денежный и технический вопросы. Ни тот, ни другой аргументы в данном случае особой роли не играют. Сегодня технически — это осуществимый проект, и деньги есть".
Главное препятствие, по словам Варе, находится в совсем другой плоскости. "Поскольку масштабность этого проекта предполагает самый высокий уровень нескольких государств, я не очень уверен, что за пять предстоящих лет его можно реализовать: изменить ментальность людей и правила игры. Я не про законы говорю, законы те же, но как их применяют, как их процедурно делают. Это пожалуй самый большой вызов".
Варе сомневается в том, что проект можно реализовать по схеме, предложенной Вестербака — "главное - идея, а проблемы решаем по мере их поступления". "Проект такого масштаба в Европе никогда не осуществлялся по принципу стартапа. Главное начать и постепенно наращивать обороты — так никто никогда не возводил инфраструктуру. Как правило, 100 лет на появление идеи, 30 лет - на планирование, потом ещё 15 лет согласовывание и после уже за 5 лет можно вполне построить. Повторюсь, основная проблема не технологическая, а необходимость все согласовать".
Как сказал Варе, предложение Вестербака - совсем другая модель (поведения). "Пришли люди и сказали, давайте начнем. Дайте нам разрешение, мы будем бурить, а там по ходу все решим. Хотел бы я увидеть, как это у них получится".
Варе согласился с тем, что идея Вестербака - это отрезок нового Шелкового пути. "Если присмотреться внимательно к основной схеме этого проекта, то основная трасса связывается с Восточной Европой, а вовсе не так, как его (Шелковый путь) описывают - через Транссиб и российскую территорию. Для Китая важно застолбить место на европейском рынке. Китай имеет технические и финансовые возможности, чтобы реализовать проект".
Проект туннеля между Таллинном и Хельсинки - HyperLoop, по мнению Варе, тоже делается с целью получить европейское признание. "Ведь президент прямо признался, главное — это получить европейское признание, потому что это означает высший знак качества, который позволяет по всему миру решать все технические вопросы без проблем. Поэтому китайцы в любом случае действительно могут быть в этом заинтересованы, у них есть технологии, есть финансы, они делали аналогичные проекты у себя".
Редактор: Артур Тооман