Детей на уроках труда продолжают делить по гендерному признаку вопреки учебной программе

Учебная программа уже пять лет не разрешает делить уроки труда по гендерному принципу, то есть ученики имеют право сами выбирать направление, тем не менее школы не стремятся избавляться от старых привычек: девочки продолжают вязать, а мальчики – мастерить совки для мусора.
Ученица одной известной столичной школы в начале учебного года пожелала выбрать уроки труда для мальчиков, так как шить она уже научилась, но классный руководитель ответила на ее просьбу отказом, потому что уроки труда предназначены для мальчиков, а девочки должны заниматься рукоделием.
Таких девочек потом стало больше, но из-за гендерной политики школы им пришлось продолжать вышивать, вязать крючком и спицами. При этом мальчики могли выполнять работу только в школе, так как дома токарных станков нет ни у кого, а девочки в течение полугода выполняли домашние задания по вязанию, вышиванию и шитью.
В государственной школьной программе черным по белому написано, что с четвертого класса школа формирует учебные группы на основании пожеланий детей, которые могут выбрать между кулинарией, рукоделием или обучением технологиям.
Пример двух школ: разделение класса
Тимо Никитин преподает технологии в Юриской гимназии и Куртнаской школе. Он решил вопрос разделения на группы своим способом.
"На второй учебной ступени мы разделили класс таким образом, что полгода половина класса обучается технологиям, а вторая половина – рукоделию, после чего группы меняются. А на третьей ступени дети могут выбрать, в каком направлении продолжить обучение", – описал Никитин.
В результате в седьмом классе две трети класса выбрали технологии, а остальные – рукоделие. При этом технологиями продолжили заниматься многие девочки, в то время как рукоделие для дальнейшего обучения не выбрал ни один мальчик. В итоге на два класса была сформирована одна группа по рукоделию и две по труду. По мнению преподавателя, уроки рукоделия можно было бы сделать более привлекательными, разрушив миф о том, что на них можно только вышивать и вязать.
Практика Никитина показывает, что к "мальчишеским" урокам труда девочки подходят более творчески, а кулинария нравится ученикам обоих полов.
С ним согласен и директор Хааньяской основной школы Урмас Веэроя: "Честно скажу, в поварском искусстве мальчики иногда оказываются сильнее". В расписании школы есть "Урок труда для мальчиков", но по словам Веэроя, в действительности частично все дети обучаются по обоим направлениям.
На вопрос о том, не изжили ли себя уроки рукоделия, когда одежду можно свободно купить в магазине, Никитин ответил отрицательно: "Если вообще не обучать этому, то по окончании школы никто не сможет продолжить обучаться этому самостоятельно".
Пилле Либлик из Министерства образования также напомнила о том, что рукоделие развивает мелкую моторику, но согласилась с тем, что нынешняя программа образования чрезмерно сконцентрирована на технике. Она считает, что вместо этого можно сфокусироваться на целях и учебном процессе, а конкретные средства и техники следует отодвинуть на второй план.
Редактор: Евгения Зыбина