Эстония – страна молочного хозяйства, но будущее – за птицеводством

В Эстонии производится почти в два раза больше молока, чем необходимо для снабжения населения. В то же время все больше людей заводит кур, и в будущем можно ожидать подъема производства мяса птицы, сообщил порталу Novaator доцент Эстонского университета естественных наук Рагнар Леминг.
"Некоторые прогнозы указывают на спад производства свинины и говядины и рост производства мяса птицы. Будущее по-прежнему в руках крупных производителей, но это не значит, что у малых и средних производителей нет никаких шансов выжить", – рассказал Леминг.
Молока слишком много, яйца и мясо птицы приходится импортировать
Производство продуктов питания в стране можно описать при помощи уровня самообеспеченности. Он показывает, покрывает местное производство потребительские потребности населения или нет. "Если уровень самообеспеченности менее 100%, то продукцию приходится импортировать", – объяснил Леминг, приведя в пример мясо птицы, 40% которого в 2017 году было импортировано.
Если говорить о молоке, то в 2018 году уровень самообеспеченности составил 180%, то есть почти в два раза больше, чем нужно. В том же году эстонские производители на 95% покрыли потребность населения в говядине и практически три четверти потребности в свинине, баранине и козлятине. Яиц была произведено на 60%, а мяса птицы – менее половины от потребностей потребителей.
Согласно блогу Департамента статистики, в 2018 году больше всего импортировали мясо птицы, в основном из Финляндии, Литвы и Дании. Свинину в основном ввозили из Германии и Польши, оттуда же поступила и большая часть говядины, а баранина и козлятина – из Испании и Новой Зеландии.
По словам Леминга, в последние годы все чаще говорят о государственном уровне самообеспечения: "Еще большее значение этому придают в свете чрезвычайного положения, так как это вопрос продовольственной безопасности".
Откуда берутся мясо, молоко и яйца?
Эстонское молоко преимущественно поступает от крупных производителей. "Примерно 70% молочных коров держат в стадах свыше 300 голов. При этом в Эстонии по-прежнему много тех, кто держит одну-две коровы.
Крупные производители круглый год держат коров в хлевах и на свободном выгуле. В хлеву животные окружены различной электроникой и сенсорами, облегчающими работу и помогающими постоянно следить за поведением, здоровьем и удойностью.
"У нас нет откормочных ферм типа feedlot. Наши производители считают нужным использовать преимущества Эстонии – производить продукты питания при помощи лугов и пастбищ", – сказал Леминг. Несмотря на то, что производство на фермах различается, все они должны соответствовать минимальным требованиям Европейского союза.
В свиноводстве картина еще более однообразная, так как из-за Африканской чумы свиней в 2015 году деятельность прекратили около 280 малых производителей. В большинстве таких хозяйств держали менее десяти свиней. Экологическим свиноводством по состоянию на конец прошлого года занимались всего пять ферм с общим числом животных в 700 голов. Для сравнения – всего в Эстонии примерно 300 000 свиней.
"Возможно, что сейчас ситуация изменилась и малых производителей стало больше, но думаю, объемы их продукции составляют менее одного процента", – предположил доцент Университета естественных наук.
В других областях, по словам ученого, картина разнообразнее, чем когда-либо, и благодаря дотациям ЕС число малых производителей увеличилось. Например, овец и мясные породы крупнорогатого скота разводят в основном на экологически чистых полях или пастбищах. Яйца поступают преимущественно с крупных ферм. При этом, как отметил Леминг, появилось множество малых производителей и любителей, разводящих птиц. Так как они сбывают продукцию напрямую, то в статистику не всегда попадают. "Сейчас в Эстонии бум разведения птиц, а несушки вызывают настоящий ажиотаж", – сообщил ученый.
Резких перемен не предвидится
По словам Леминга, ситуация в мясном животноводстве в большой степени зависит от европейского и мирового рынков, а также политики. Ученый не считает, что на производство мяса влияет вегетарианство. "Последними крупными событиями, повлиявшими на производство мяса, стали продовольственное эмбарго России и Африканская чума свиней", – уточнил он.
Резких перемен в производстве мяса, по его оценке, не предвидится. Как уже было упомянуто, производство мяса птицы растет, а свинины и говядины – снижается. Кур при этом все чаще держат на свободном выгуле, но в ближайшие десятилетия никуда не денется и содержание птиц в клетках.
"Ясно, что содержание кур в клетках – не самый лучший способ", – согласился Леминг, добавив, что в 2012 году занимающиеся производством яиц фермеры ЕС должны были приобрести новые усовершенствованные клетки. – Эти инвестиции были в основном сделаны с расчетом, что срок эксплуатации клеток составит около 30 лет. Думаю, по этой причине ни один крупный производитель не будет спешить переводить птиц на свободный выгул".
Он не считает, что жизнь находящихся на свободном выгуле кур непременно лучше: "Практика показала, что в таком случе проблемы могут быть намного серьезнее, например, начиная выщипыванием перьев и каннибализмом и заканчивая смертностью".
Во вторник, 19 мая, в 21.30 на телеканале ETV2 будет показан фильм Кристофера Куинна "Поедание животных", повествующий о конце промышленного животноводства.
Редактор: Евгения Зыбина