Рене Кундла: основные школы Ида-Вирумаа следует поделить на три большие группы
Языковым проблемам Ида-Вирумаа необходимо найти решение, которое отталкивалось бы от демократической ситуации уезда (эстонцев в уезде лишь 20%), нынешних коалиционных соглашений о сохранении русской школы в Эстонии и желания, чтобы Эстония не давала ослепить себя славой тестов PISA.
Споры вокруг открытой четыре года назад Йыхвиской государственной гимназии, открывшейся осенью Кохтла-Ярвеской госгимназии и планируемой Нарвской государственной гимназии стали лакмусовой бумажкой того, что происходит в сфере образования Ида-Вирумаа.
Если кратко, то ситуация такова: эстоноязычные общеобразовательные школы уезда становятся все более русскоязычными, так как все больше иноязычных родителей выбирает для своих детей эстонскую школу. Одной из причин такого выбора является тот факт, что часть русских школ понизила преподавание государственного языка до критической отметки.
Это привело к тому, что из-за испытывающих трудности с языком преподавания детей в эстонских школах страдают и ученики, родным языком которых является эстонский: развитию их речи мешает недостаточное владение языком одноклассников и то обстоятельство, что на уроках учителям приходится изъясняться с частью класса на смеси эстонского и русского языков.
Такая ситуация вызывает замешательство, а иногда, к сожалению, и стресс у всех сторон, детей, родителей, учителей и руководителей. Для нормализации ситуации в образовании Ида-Вирумаа следует ввести чрезвычайное положение.
Это дало бы министру образования дополнительную возможность для обоснования выделения дополнительных ресурсов, так как в перспективе достижение спокойствия в сфере образования Ида-Вирумаа – в интересах областей всех министров.
Ребенок должен учиться на родном языке
В основных школах дети должны получать образование на своем родном языке, и такие школы можно было бы разделить на три большие группы.
В школах первой группы могли бы учиться дети, которые владеют эстонским или русским языком (в русскоязычных школах, понятное дело, должно быть гарантировано качественное преподавание эстонского языка). Такие школы не нуждались бы в особой поддержке.
Государственная помощь требовалась бы для школ двух других групп. В смешанных школах могли бы учиться дети, чьим родным языком является эстонский или какой-то другой язык, обучение происходило бы в классах, разделенных по принципу уровня владения языком, а иноязычным ученикам было бы обеспечено углубленное изучение эстонского.
В школах языкового погружения могли бы учиться неэстонцы, при этом им также было бы гарантировано углубленное изучение эстонского языка, то есть часть предметов преподавалось бы на эстонском.
В зависимости от своеобразия региона можно было бы сделать комбинированные учебные заведения, с эстоноязычным и русскоязычным отделениями и совместными интеграционными уроками (например, физкультура и уроки труда).
С гимназиями все проще
Если говорить о гимназиях Ида-Вирумаа, то с этим все ясно.
В Силламяэ и Нарве нужна одна маленькая и уютная эстоноязычная гимназия и две приличных гимназии с обучением по системе 60/40 (может быть, в одной из них для начала 40/60). Как известно, 60/40 – это система, по которой большая часть предметов преподается на эстонском языке. Эту систему ругают, забыв о том, что виновата не система, а те, кто ее разработал.
В Кохтла-Ярве и Йыхви помимо имеющихся госгимназий в переходный период нужна еще одна хорошая государственная гимназия с системой 60/40, например, в Ахтмеской части города с 16 000 жителей, в которой могли бы учиться дети из русскоязычных основных школ.
Это позволило бы как Йыхвиской, так и Кохтла-Ярвеской гимназии, в которых в основном учатся дети из иноязычных семей, более эффективно преподавать эстонский язык.
Причем в результате переговоров одна гимназия должна стать эстоноязычной. Вторая была бы гимназией с углубленным изучением эстонского языка. Опираясь на опыт обеих школ, в дальнейшем систему могли бы перенять гимназии в Силламяэ и Нарве.
В Кивиыли могла бы продолжить работу школу с двумя гимназическими отделениями, в которой считались бы с особенностями русскоязычных и эстоноязычных абитуриентов. Была бы такая школа муниципальной или государственной – тема для переговоров.
В двух оставшихся регионах Ида-Вирумаа – Тойла и Ийзаку – местные самоуправления могли бы решить, достаточно ли у них гимназистов для того, чтобы сохранять гимназическую ступень.
Необходимо найти решение нескольких проблем
Региональная реформа образования означает, что для улучшения положения государство должно выделить Ида-Вирумаа дополнительные средства. Как напрямую школам, так и всей школьной сети, потому что следует положить конец ситуации, когда вспомогательные материалы на олимпиадах доступны только на русском языке (предлогом не может быть тот факт, что большинство участников – русскоязычные).
Так же важно или даже важнее денег – донести до русскоязычных основных школ, что их цель – дать конкурентоспособное образование, чтобы разочаровавшимся в качестве преподавания родителям не хотелось перевести ребенка в другую школу.
Часть школ должна найти в себе силы и прекратить искусственно завышать оценки. Учеников нужно оценивать по их знаниям, а не согласно ожиданиям родителей. Часть иноязычных педагогов в свою очередь должна осознать, что двуязычная школьная система требует от них больших усилий. Например, учитель математики из русскоязычной школы не должен уметь преподавать на эстонском языке, но его языковых навыков должно хватать для участия в курсах повышения квалификации. То есть чтобы государству не требовалось находить средства для поддержания двуязычной школьной системы.
В русскоязычных школах эстонскому языку должны обучать педагоги, владеющие языком на уровне родного.
Обязанностью местного самоуправления при поддержке государства должно быть создание эстоноязычных кружков по интересам, чтобы иноязычные ученики могли слышать эстонскую речь не только в школе. В этом можно активнее задействовать государственные учреждения и региональные колледжи, сотрудничество с которыми уже показало хорошие результаты.
Большое поглощает малое
В единственной эстонской основной школе Кохтла-Ярве около 60% учеников – из иноязычных семей, и школа испытывает трудности как с их поддержкой, так и обеспечением развития эстоноязычных школьников – не хватает ресурсов.
По мнению директора школы, ситуация начала выходить из-под контроля, когда число детей из иноязычных семей превысило 40%. Такую критическую отметку, являющуюся началом уничтожения эстоноязычной школьной среды, преодолели несколько основных школ Ида-Вирумаа.
Ясно и то, что с ростом поддержки государства школы должны смириться с усилением государственного надзора.
Для этого некоторые школы следует либо сделать государственными, либо назначить им государственных помощников, которые будут поддерживать школы в достижении поставленных целей. Именно эти люди могли бы доносить до министерства проблемы, вызванные особенностями школ.
Символический шаг в реформе системы могли бы сделать и заинтересованные в муниципальной политике директора школ, пообещав пропустить по крайней мере два периода местных выборов и сосредоточиться на развитии школы.
Целью упорядочивания школьной системы Ида-Вирумаа должно быть желание дать каждому ребенку образование, раскрывающее его способности, на его родном языке. Ни один ребенок не должен чувствовать в школе, что является учеником с ограниченными языковыми возможностями.
Редактор: Евгения Зыбина