ERR Novaator: мутации бактерий в космосе необычны, но не обязательно опасны для человека ({{commentsTotal}})

Международная космическая станция (МКС).
Международная космическая станция (МКС). Автор: NASA/Wikimedia Commons

Микрогравитация, космическая радиация и изоляция от привычной среды обитания действительно вызывают быстрые и необычные мутации бактерий на Международной космической станции, но видоизмененные микробы могут быть менее опасны для человека, чем ученые предполагали ранее.

Такие предварительные выводы сделаны в исследовании группы ученых из американского университета Northwestern University, опубликованном в журнале Американского общества микробиологов mSystems.

"В обществе бытует представление, что космос - неестественная среда, пребывание в которой может иметь неожиданные, даже опасные для человека последствия. Действительно, бактерии пытаются выжить на орбите и адаптироваться к новым и чуждым для них условиям. Однако эти мутации не обязательны вредны для человека", - сказала руководитель исследования Эрика Хартманн порталу ERR Novaator.

Прежние опасения частично были обоснованы. Например, в рамках совместного советско-французского проекта в 1980-е годы было установлено, что обычная кишечная палочка в космосе быстрее становится резистентной к антибиотикам. Сальмонелла за три года на орбите научилась убивать мышей эффективнее, чем ее сородичи на Земле. Кроме того, длительное пребывание в космосе ослабляет иммунитет человека.

Однако новое исследование показывает, что эти опасения не обязательно относятся ко всем видам бактерий. Американские ученые изучили изменения, которые происходят в космосе с живущими на коже бактериями из рода стафилококки Staphylococcus aureus, а также бациллами Bacillus cereus, которые обычно живут в грунте. Последние меньше влияют на здоровье человека, а от Aureus сложно избавиться даже с помощью сильных антибиотиков.

Попадая с кожи человека на твердые, холодные и постоянно очищаемые искусственные поверхности на МКС, бактериям приходится искать новые способы для выживания. "В этом смысле логично, что они не пытаются в первую очередь стать более опасными и вирулентными. В первую очередь у них изменились гены, влияющие на образ жизни, т.е. гены, которые регулируют синтез белков и реакцию на стресс", - пояснила Хартманн.

Варианты генов, которые повышают резистентность к антибиотикам, были у микроорганизмов еще до попадания на орбиту. Таким образом, их устойчивость к лекарствам может увеличиться только путем обмена генами, но признаков такого обмена ученые не обнаружили.

В каком-то смысле результат исследования был ожидаемым, потому что за 20 лет существования МКС на ее борту не было ни одной вспышки вызванной бактериями эпидемии. "Государственные космические агентства принимают меры предосторожности, чтобы на орбиту не попало что-то действительно опасное, но с выходом на космический рынок частных компаний это может стать серьезным риском. Мы знаем, чем может закончиться попадание на борт самолета кашляющего человека", - добавила Хартманн.

"При этом нужно помнить, что говорить о полной стерильности - нонсенс. Бактерии живут на нашем теле и внутри нас. Главное, чтобы это сосуществование оставалось здоровым", - уточнила она.