Перлинг: прокурор не должен бояться ни идти в суд, ни оправдательного приговора

Лавли Перлинг на пресс-конференции.
Лавли Перлинг на пресс-конференции. Автор: Сийм Лыви/ERR

Уходящая с поста генпрокурора Лавли Перлинг считает, что если прокуратура после оправдательного приговора будет подвергаться нападкам и от нее будут требовать извинений, то сложные коррупционные дела никогда не увидят свет, они будут просто закрываться.

В передаче Vikerraadio Лавли Перлинг прокомментировала оправдательный приговор в Госсуде бывшему вице-мэру Тарту Артёму Суворову и то, должны ли быть принесены извинения.

"Надо ли извиняться, если государство допустило ошибку в уголовном процессе? Однозначный ответ - да! Я была прокурором более 20 лет, и я также извинялась перед людьми в случаях, когда прокуратура была неправа или небрежна и это причинило людям страдания", - сказала Перлинг.

Но, по словам Перлинг, другой вопрос заключается в том, должно ли государство извиняться просто за оправдательное решение суда.

"И я осмелюсь сказать, что прокуратура не должна извиняться исключительно за оправдательный приговор. Здесь большой вопрос в том, почему человек оправдан?", - отметила она. По словам Перлинг, в правовом государстве правосудие осуществляют только суды, и роль прокурора в качестве государственного обвинителя состоит в том, чтобы представлять материалы в суд, чтобы суд мог вершить правосудие.

"Будучи прокурором, который имел дело по так называемому уголовному делу бульвара Рявала, были дни, когда я приходила в суд, и понимала, что это дело должно быть остановлено. Но когда я заново читала доказательства, я понимала, что надо идти в суд. И поэтому я все взвешивала и взвешивала. И это делала не только я, но и мои коллеги. И, наконец, решающим моментом было то, что прокуратура - это институт, который должен предоставить суду возможность судить", - сказала Перлинг.

По мнению Перлинг, вопрос в том, что важнее с общественной точки зрения. Она чувствовала, что для общества важнее, чтобы был суд.

"Если мы начнем легкомысленно говорить, что не должно быть никаких оправдательных решений. Начнем извиняться за это. Призывать прокуроров к ответственности. В результате может случиться так, что очень сложные экономические дела, коррупционные дела никогда не увидят свет, они будут прекращаться и закрываться", - сказала она, добавив, что прокурор будет бояться идти в суд.

Отвечая на вопрос ведущего, почему прокуратура провела крупную пресс-конференцию при задержании Суворова, в которой приняли участие все основные средства массовой информации, но не сделали этого после оправдательного приговора, Перлинг спросила, почему СМИ хотят получать эту информацию?

"В мой последний рабочий день я могу позволить такой ответ, почему вы, уважаемые журналисты, сами делаете это? Почему вы запрашиваете эту информацию? Почему вы приходите с камерами? Согласимся ли с тем, что прокуратура в дальнейшем не будет предоставлять никакой информации? Может ли прокуратура принимать решения в тиши кабинетов? Это лучший вариант для общества?" - спросила уходящая с поста генпрокурора Лавли Перлинг.

По её словам, она руководствовалась главным тезисом, что государство должно говорить людям правду и что прокуратура - это государство во время предварительного следствия.

"Мы руководствовались принципом говорить правду и защищать справедливое судебное разбирательство. Я никогда не поддерживала, чтобы прокуратура говорила слишком много. Мы организовали пресс-конференцию по случаю Суворова на основании наших собственных выводов. Но нужно ли обвинению объяснять общественности, что она делает и почему? Я думаю, что общество имеет право знать, на основании чего кто-то подозревается в деле о коррупции", - сказала она.

Перлинг отметила, что как прокуратура и суд, так и СМИ должны подумать о том, как лучше сотрудничать и не допускать чрезмерного осуждения людей до решения суда.

В отношении судебного дела вице-мэра Суворова Перлинг посоветовала журналистам ознакомиться с материалами дела и самим больше присутствовать на заседаниях суда.

Однако полтора года назад вступила в силу поправка, которая дала судам право устанавливать ограничения на освещение в СМИ происходящего в зале суда, и суды начали охотно использовать эту возможность. Перлинг это прокомментировала, сказав, что когда этот новый закон вступил в силу, прокуратуры считала, что нельзя переусердствовать с освещением для широкой общественности.

"Но нужно понимать и другую сторону. Мы находимся в суде, и некоторые свидетели дают показания в зале, а другие находятся снаружи и еще будут давать показания. Мы не можем допустить, чтобы находящиеся за дверью люди могли получать информацию из зала посредством блога. Я бы также попросила прессу понять, что наш долг - прийти к объективному и справедливому решению. Чтобы на свидетелей не оказывалось влияния, и для этого иногда требуются ограничения", - сказала Перлинг. 

Редактор: Надежда Берсенёва

Hea lugeja, näeme et kasutate vanemat brauseri versiooni või vähelevinud brauserit.

Parema ja terviklikuma kasutajakogemuse tagamiseks soovitame alla laadida uusim versioon mõnest meie toetatud brauserist: